:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Об отношении между впечатлениями и в .. | Анатомо-физиологические условия соче .. | РЕФЛЕКСЫ И АВТОМАТИЗМ .. | О сложных рефлекторных актах стояния .. | Влияние внешних условий на проявлени .. |


Письменная речь


Кроме устной речи, заслуживает внимания как привычное сочетательно-рефлекторное движение письменная речь. Как известно, письмо в огромном большинстве случаев выполняется правою рукою, что находится в прямом отношении с развитием правшества.

Что касается до причины этого последнего, то это является еще вопросом не окончательно разрешенным и составляет предмет изучения детской психологии.

Baldwin еще в 1895 г. сделал интересные исследования над вопросом о происхождении правшества и левшества. Наблюдая своих детей, Baldwin убедился, что в возрасте от 6 до 10 месяцев еще не имеется какого-либо преобладания правой или левой руки до тех пор, пока не требовалось от ребен-

ка значительных мышечных усилий. На 7—8 месяце он заметил впервые предпочтение правой руки перед левой, когда от ребенка требовались значительные усилия. Это предпочтение одной руки перед другой он объясняет физиологическими причинами и ставит в зависимость от различия в развитии обоих полушарий мозга.

Cueddeckens делит всех людей на три группы. К наибольшей группе относятся люди с более высоким давлением крови в левом полушарии мозга, ко второй, очень малой по числу, относятся люди с одинаковым давле нием в обоих полушариях головы и к третьей, довольно большой,— с высо ким давлением в правом полушарии головы.

По автору, более сильному давлению крови соответствует и более силь ная иннервация мышц в противоположной половине тела. Поэтому лица первой категории становятся правшами, а лица третьей категории — левшами.

Здесь речь идет о законе наименьшей затраты усилия, управляющем всеми явлениями психологии и социологии, причем сбережение силы основывается на чувстве самосохранения, которое, по Ломброзо, является главенствующим чувством, объясняющим многие факты из детской невро-психики.

Мы не будем останавливаться здесь на туманности последнего объясне ния, но все же нельзя не принять во внимание сравнительно большее давление крови для большинства лиц в левом, а не в правом полушарии в виде фактора, имеющего связь с более облегченной иннервацией, исходящей из левого полушария по сравнению с иннервацией правого полушария.

Мои наблюдения согласуются с тем, что первоначально, еще во второй половине первого года, начинает преобладать правая рука над левой лишь при значительных мышечных усилиях, например при поднятии вещи с полу и т. п., что, очевидно, зависит от большего развития мышц правой стороны, обусловленного относительно большим развитием левого полуша рия вследствие более благоприятных для него условий кровообращения. Лишь со временем преобладание правой руки над левой становится окончательным.

Если мы имеем у некоторых лиц преобладание левой руки над правой, то причину этого следует искать или в преобладающем развитии левого полушария или, быть может, в условиях развития сонных и подключичных артерий, что, впрочем, нуждается в проверке путем тщательно собираемых наблюдений; для других случаев причину левшества могут соз дать и условия воспитания.

При исследовании письменной речи следует иметь в виду содержание письма, для чего лучше всего давать определенную тему, например река, лес, осень, весна, лето, и просить изложить все, что к ней относится, в определенное время, например, в течение 1/4 часа. По написанному отрывку можно будет определить последовательность изложения, богатство сочетаний и разнообразие содержания, грамматическую связь и правильность грамматических форм, орфографию, а также начертание букв, твердость или мягкость почерка, его размашистость или сжатость и другие особенности.

Следует также использовать письмо под диктовку и даже списывание. Здесь должно обращать внимание на точность передачи слышанного и виденного, те или другие пропуски, удвоения, ошибки и проч.

В случае надобности может быть измерена скорость письма секундо-

мером или даже простыми часами. Кроме того, специально устроенные перья дают возможность исследовать степень надавливания пера на бумагу.

Переходя к рассмотрению начертания букв или почерка в письме, нель-зя не отметить прежде всего, что, по исследованиям Ufer ' a , большинство тех особенностей, которые встречаются в рукописях взрослых, могут быть отмечены уже у детей как бы в зачаточном виде. Таким образом, особенности почерка, выражающиеся расстоянием букв одной от другой, относи тельным положением букв, их связью, расстоянием слов одного от другого, относительной величиной различных букв, неодинаковостью отдельных частей букв, отношением их к строчкам и прибавочными особенностями в виде крючков, завитушек и различного рода вспомогательными знаками, начинают обнаруживаться уже с самого первого периода употребления руки для письма и лишь с течением времени все более и более закрепляются и усиливаются, частью же видоизменяются в той или другой мере.

Заслуживают также внимания ошибки, которые делают при письме школьники. В этом отношении мы имеем исследования И. Сикорского, Offner ' a , доктора Белицкого (из нашей лаборатории) и др.

Offner делит ошибки при письме на четыре главные категории. Одни обусловливаются простым смещение слов. Например, ошибка Fch является результатом смешения Fee и Wch . Другая категория ошибок зависит от неправильного произношения. Например, Sparch вместо Sprach . Близкую к этому категорию образуют ошибки, обусловленные неправильностью местного диалекта. Например, Stam в Оберпфальце вместо Stamm . Наконец, четвертую категорию ошибок составляют, собственно, ошибки пера, зависящие от неправильного выполнения письма, следовательно, от неправильного направления иннервационных импульсов.

Профессор Сикорский по ошибкам, которые им также были разгруппированы на несколько категорий, признавал возможным судить об умственном утомлении детей. Однако произведенные у нас исследования д-ра Белицкого не дали в этом отношени согласных с ним результатов .



Похожие по содержанию материалы:
Исследование над мышечной работой и усталостью ..
О физиологической основе личных реакций ..
Рак желудка ..
Об аффективных состояниях ..
Об отношении между впечатлениями и внешними реакциями при посредстве сочетаний внешнего характера ..
Анатомо-физиологические условия сочетательных процессов ..
РЕФЛЕКСЫ И АВТОМАТИЗМ ..
О сложных рефлекторных актах стояния и ходьбы ..
Влияние внешних условий на проявление инстинктов ..
Половой инстинкт ..
Материнский инстинкт ..
Отличие инстинкта от других нервно-психических отправлений ..
О РЕПРОДУКТИВНЫХ И СОЧЕТАТЕЛЬНО-РЕПРОДУКТИВНЫХ ИЛИ ПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ РЕФЛЕКСАХ ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


ование как изобразительное письмо детей

ование как изобразительное письмо детей, появляющееся раньше настоящего письма, также заслуживает особого внимания с точки зрения объективной психологии.

Уже Ament последовательное развитие ования у детей характеризовал как простое марание бумаги, схематическое ование и индивидуализированное ование. Затем заслуживают внимания исследования Sully , который также различает три стадии в разв .. читать далее




Речевые центры

Что касается физиологической основы символических рефлексов, то необходимо здесь иметь в виду существование в коре мозга особых речевых центров.

Мы не войдем здесь в подробное рассмотрение вопроса о центрах речи, так как в настоящее время этот вопрос трактуется в многочисленных руко водствах по невропатологии. Всех интересующихся этим вопросом мы от сылаем к своему сочинению «Основы изуч .. читать далее




Центры символических движений в форме жестов

Что касается локализации символических движений в форме жестов и выразительных телодвижений, то не подлежит сомнению, что с разрушением корковых двигательных центров, расположенных по склонам ролан-довой борозды, наряду с личными движениями прекращаются и жесты, равно как и пантомимические движения, рефлекторная же мимика остается. Отсюда понятно, что эти движения выполняются теми же центрами, .. читать далее




ЛИЧНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
Органическая и социальная сфера личности

Мы видели выше, что личная сфера является той совокупностью следов от органических рефлексов, около которой благодаря сочетаниям группируется известная часть следов рефлексов, возбуждаемых внешними раздражениями. Так как, с другой стороны, личная сфера, как мы видели, является результатом важнейших для организма внутренних раздражений и вызываемых ими рефлексов, то ясно, почему в отношении почт .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100