:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Оценка смещения членов в пространств .. | Зависимость оценки внешних впечатлен .. | 2. Принуждение и его роль в генезисе .. | 2. Целое и частичное в характере .. | 4. Типы характера .. |


Экспериментальные исследования над символическими рефлексами


Нет надобности пояснять, что могут быть производимы экспериментальные исследования специально над символизацией объектов. Например, раздражением может быть любой видимый предмет, а реакцией может быть его название. Здесь речь идет о пробегании нервного тока от периферического органа зрения к корковым центрам зрения, а от последних к слуховому центру речи, от слухового же центра речи к двигательному центру речи, а оттуда к периферии до языка и губ. И здесь мы можем исключить время, потребное на простое повторение слов, при котором возбуждение достигает непосредственно слухового центра речи, от последнего же оно распространяется к двигательному ее центру, а отсюда к языку и губам. В таком случае мы можем высчитать время, потребное на усложнение нервно-психической деятельности в виде символического сочетания, вызванного зрительным воздействием.

В других случаях мы можем реагировать на зрительное впечатление не названием того же предмета, а названием всякого любого предмета, который придет в голову по сочетанию вслед за тем, как данный предмет будет предъявлен. В этом случае, следовательно, первоначально возбуждается след от названия данного предмета, который оживляет след от названия какого-либо другого предмета, и за ним уже следует импульс к периферии для произнесения слова.

Само собою разумеется, что в этом случае окажется значительно более продолжительный период времени, нежели в предыдущем случае.

Определение продолжительности словесной сочетательной реакции производится над словесными реакциями следующим образом: экспериментатор наперед условливается с испытуемым, что последний на данное ему слово должен реагировать другим словом, какое будет вызвано в нем путем символического сочетания. Чтобы получить время сочетания, оба момента, т. е. даваемое и произносимое слова, должны быть зарегистрированы либо записью на брегетовском вале с помощью двух электрических сигналов, либо — что лучше и удобнее — с помощью специального, например, Ырр'овского хроноскопа. И в том и в другом случае необходимо иметь два прерывателя, установленных на пути проведения тока, идущего от батареи в первом случае к сигналам, во втором случае в хроноскоп '.

В первом случае предварительного опыта испытуемый и экспериментатор держат ток замкнутым, затем в момент произнесения слова экспериментатор размыкает ток в своем сигнале, испытуемый же, произнося ответное слово, размыкает свой прерыватель.

При вращении цилиндра между замыканиями обоих прерывателей получается отводная линия от прерывания тока, которую можно измерить, а так как скорость вращения цилиндра известна или может быть известна (например, записью камертонной кривой), то легко высчитать время, потребное для всего процесса, начиная от момента произнесения слова до ответного слова.

Если измерение производится с помощью Ырро'вского хроноскопа, то прерывателями пользуются таким образом, что предварительно прерыватель испытуемого находится в замкнутом состоянии, благодаря чему ток не проходит по цепи, на пути которой введен Ырр'овский хроноскоп.

Затем в момент произнесения слова экспериментатором его прерыватель замыкается, вследствие чего ток вводится в Ырр'овский хроноскоп,

его стрелки начинают двигаться до тех пор, пока испытуемый вместе с произнесением слова не замкнет свой прерыватель, благодаря чему ток выводится из хроноскопа и стрелки снова перестают двигаться.

По положению стрелок до и после опыта нетрудно определить время, протекшее от момента произнесения слова экспериментатором до времени произнесения слова исследуемым.

Из этого суммарного времени, протекшего от момента раздражения до происшедшей реакции, может быть исключено время, требуемое для простой реакции, состоящей в произнесении испытуемым того же самого слова, что дает возможность определить время проведения импульса от слухового органа к корковым центрам слуха, от последнего к двигательному речевому центру и затем к периферическому аппарату речи, следовательно, без участия сочетательно-символической деятельности нервной системы. Оставшийся же за вычетом этого времени промежуток покажет время, выражающее только длительность сочетательно-символической деятельности центра.

Исследования показывают, что время от произнесения экспериментатором слова до произнесения испытуемым ответного слова в среднем достигает 0,9 — 1,0 с. Время же, необходимое для одной сочетательной работы мозга, определяется путем вычитания из вышеуказанного числа промежутка времени, необходимого на то, чтобы услышать слово и дать на него сигнал, что равно в среднем около 0,225 с. Следовательно, на самую сочетательную работу мозга для слов уходит от 0,7 до 0,9 с.

Исследования словесных сочетаний по вышеуказанному методу у здоровых и у душевнобольных приводят к выводу, что время реакции меняется в зависимости от состояния умственного развития, причем замедление сочетаний является признаком ослабления умственных способностей. Впрочем, при прогрессивном параличе в начальном его периоде может наблюдаться уменьшение времени сочетаний .

Скорость словесных сочетаний может быть исследована и более простым способом. Для этой цели достаточно испытуемому вслед за данным ему словом произносить возможно скорее все те слова, которые у него будут вызываться по сочетанию, экспериментатор же должен их записывать.

По истечении определенного времени, например 5 мин, дальнейшее произнесение слов должно быть остановлено. Чтобы получить среднее время словесной реакции, необходимо полученное разделить на число произнесенных слов, а если желательно получить время самих символических сочетаний, то необходимо предварительно заставить последовательно произнести те же слова одно за другим как можно скорее, затем время этого произнесения вычесть из общего времени словесных реакций и полученное таким образом уже разделить на число произнесенных слов.



Похожие по содержанию материалы:
Системная красная волчанка ..
Оценка кожных раздражений ..
Оценка вибрационных раздражений ..
Оценка звуковых раздражений ..
Оценка смещения членов в пространстве ..
Зависимость оценки внешних впечатлений от протекшего времени ..
2. Принуждение и его роль в генезисе воли ..
2. Целое и частичное в характере ..
4. Типы характера ..
2. Раздражение ..
4. Ощущение ..
Остеомиелит ..
Зрение 1. Основные виды зрительных ощущений ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Быстрота развития речевого рефлекса

В отношении словесных символов у нас были произведены специальные исследования с целью выяснить некоторые данные, касающиеся быстроты развития речевого рефлекса .

Здесь, собственно, была осуществлена лишь основная часть всякого объективного изучения двигательной сферы, а именно было изучено

время, необходимое для установления соотношения между внешними впечатлениями и вызываемыми .. читать далее




Роль словесного внушения в гипнозе

В какой мере словесные символы тесно сочетаются с соответствующими внешними впечатлениями или органическими раздражениями, легко доказывается при том пассивном состоянии и подавлении личности, которое известно под названием гипноза.

В своей работе «Объективные признаки внушений, производимых в гипнозе» я показал, что внушение, т. е. оживление у испытуемого или прививание ему путем слова .. читать далее




Исследование обмолвок речи

Остановимся еще на вопросе о происхождении ошибок или так называемых обмолвок речи, изученным в нашей лаборатории.

Опыты (студент Федоров) ставились по предложенному мною методу таким образом, что испытуемые должны были давать ответы в форме слова или фразы на получаемые раздражения. В качестве раздражений применялись звуки обыкновенного электрического звонка, свет электрической лампочки .. читать далее




Жесты как символические движения

К символическим движениям, как мы уже упоминали в начале главы, относятся и все жесты и так называемые изобразительные, или пантомимические, движения.

Как известно, жесты и пантомимические движения являются прямым дополнением речи, придавая ей особую живость, выразительность и как бы пластичность. Образная речь, по-видимому, не может быть или, по крайней мере, не бывает без жестов и изоб .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100