:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Ощущение вибрации .. | 6. Органические ощущения .. | 3. Возможность объективной данности .. | 4. Экспериментальные доказательства .. | 2. Предмет и содержание восприятия .. |


6. Так называемый «закон специфической энергии»


В связи со сказанным естественно возникает вопрос: если ощущение едино, то какова роль различия органов чувств? Можно предположить, что все возможные различия между ощущениями полностью зависят от различия органов чувств. Прежде за ответом на данный вопрос обращались к теории физиолога Иоганнеса Мюллера. Исходный пункт данной теории составляет то бесспорное наблюдение, что ощущение каждой отдельной модальности связано с совершенно определенным органом чувств, что не существует ни одного случая -в рамках ни нормы, ни аномалии — перемещения ощущения какой-либо модальности на другой орган чувств. Короче говоря, никогда не случалось так, чтобы человек слышал глазом и видел ухом. Одним словом, каждый орган чувств способен дать только собственное специфическое ощущение.

От чего это зависит? Воздействуя на один и тот же орган чувств совершенно различными раздражителями, получаем всегда один и тот же результат — в любом случае мы будем иметь дело с одним и тем же ощущением, чем бы оно ни было вызвано; например, результатом раздражения органа зрения всегда будет зрительное ощущение. Следовательно, модальность ощущения совершенно не зависит от объективного раздражителя. Но тогда остается единственная возможность — она зависит от органа чувств. Складывается такое впечатление, будто бы зрительный нерв обладает особой способностью специфического действия, то есть специфической энергией, и в ответ на любое раздражение может выявить только эту энергию; например, зрительный нерв может только видеть. Аналогичное следует сказать и об остальных органах чувств.

Что вытекает из этого? Получается, что, имея, например, ощущение цвета, я тем самым получаю сведения не о вызвавшем данное ощущение объекте, а об особенностях самого органа чувств, его способности действия. Одним словом, ощущение вовсе не является отражением объективной действительности, а всего лишь выявляет специфику действия органов чувств.

По данной теории Мюллера (теории специфической энергии органов чувств) получается, что ощущение отнюдь не отображает объективную действительность; то, что представляется объективной реальностью, на самом деле зависит лишь от строения органов чувств. Следовательно, чувственно данный нам мир полностью иллюзорен, и наша активность протекает в этом иллюзорном мире. То, насколько многообразен этот мир или какими признаками он обладает, полностью зависит от наших органов чувств — любое качественное различие ощущений основывается на различии соответствующего органа чувств.

Следовательно, в конечном счете любое качественное различие должно быть сведено на модальные различия. То, что видим глазами разные цвета, слышим ушами различные тона, или поверхностью нашего тела, кожей чувствуем как прикосновение, так и тепло и холод, в соответствии с данной теории указывает на то, что ни глаз, ни ухо и ни один другой орган чувств, дающий качественно различные ощущения, не являются по существу одним органом — каждый из них должен включать в себя целую группу отдельных органов. Согласно теории Мюллера, достаточно выявить какое-либо качественно отличное ощущение, чтобы предположить и существование соответствующего ему органа и с полным правом начать его поиск. Влиянием данной теории объясняется то, что одно время в психофизиологии органов чувств велся интенсивный поиск отдельных органов, в результате чего был открыт целый ряд таких органов. В частности, в глазе были обнаружены отдельные органы для ощущения света (так называемые «палочки») и ощущения цвета (так называемые «колбочки»), а на коже — отдельные точки ощущения тепла и холода, давления и т.д. Несомненно, что этот факт свидетельствует в пользу данной теории. Но, тем не менее, он все-таки не оправдывает ее главную мысль, согласно которой ощущение представляет собой не отражение объективной действительности, а своеобразие организации органов чувств.

В чем же правильна теория Мюллера? Наблюдение, на которое она опирается, представляет собой несомненный факт, игнорировать который невозможно. Очевидно и то, что органы чувств взрослого человека безусловно обладают специфической энергией, то есть глаз может только видеть, а ухо — слышать. Однако это не означает, что сам раздражитель не имеет никакого значения. Напротив, будь органы чувств полностью индифферентны по отношению к качественному различию раздражителей, то было бы совершенно непонятно, почему у каждого органа чувств появилось свое специфическое строение и, следовательно, специфическая энергия. Не вызывает сомнений, что формирование органов чувств произошло в результате длительного процесса развития, и организация каждого органа чувств является следствием этого развития. Это с очевидностью подтверждает даже краткое рассмотрение истории развития органов чувств.

В самом начале развития никакого различия между органами чувств не существовало — единственным органом живого существа была вся масса протоплазмы, весь организм, и интересно, что он одновременно был и органом чувств, и двигательным органом, то есть тем, чем организм и воспринимал, и отвечал на воздействие раздражителя. Размежевание органов чувств и движения и возникновение затем многочисленных, отличных друг от друга органов чувств является следствием последующего развития.

Этот путь развития нужно представить следующим образом: первичная, диффузная двигательная и чувственная, то есть сенсомоторная, функция отделяется от тела в целом, увязывая с его отдельными частями; на теле вычленились отдельные части, на которые было возложено выполнение этих двух функций. Таким образом, общая функция всего тела превратилась в функцию его отдельных частей. Так возник первый специальный орган, выполняющий сенсомоторные функции. Следует особо подчеркнуть, что примитивная чувствительность живого организма, стало быть, непосредственно связана с движением — ощущение не существует отдельно, вместе с ним возникает и соответствующее движение организма. Размежевание этих функций произошло на более высокой ступени развития.

Далее развитие пошло по пути дифференциации самостоятельных органов чувств. Во-первых, для нахождения и идентификации пищевых объектов, производящих химическое воздействие на организм, в этом последнем выделились отдельные части, наделенные особой химической чувствительностью, и потому легче и точнее справлявшиеся с этой функцией. Так возник орган вкуса, строение которого со временем все больше и больше соответствовало возложенной на него функции. Также возник и орган обоняния, воспринимающий химическое воздействие пищи и на расстоянии, облегчая, тем самым, организму ее поиск. К этому добавилось зарождение и последующее развитие аппаратов, специально устроенных для получения механических и микромеханических раздражителей, — органов осязания, зрения и слуха. Если прежде эти раздражители воспринимались всем организмом, то теперь положение изменилось; для их отражения вычленились отдельные части организма, наилучшим образом ппособленные для решения данной задачи.

Таким образом, становится ясным, что выделение отдельных органов в процессе развития служило лучшему ппособлению организма к среде. Потому-то и появились органы с различным строением, что существовали различные раздражители, к которым организму приходилось ппосабливаться. Потому-то и выполняет каждый отдельный орган соответствующую своему строению специфическую функцию, что его развитие происходило в условиях воздействия специфического раздражителя. Итак, можно заключить, что отмеченные Мюллером факты специфического действия органов чувств доказывают не их независимость от природы раздражителей, а, напротив, полную зависимость от последних; стало быть, ощущения дают нам не иллюзию действительности, а представляют собой ее отражение.

Таким образом, мы можем остановиться на следующем положении: наша активность протекает во взаимосвязи с объективной действительностью; для ее успешного осуществления необходимо правильное отражение объективной действительности, и субъективно такое отражение дает наше чувственное восприятие.

Естественно встает вопрос: каков вклад каждого отдельно взятого органа чувств в отражении объективной действительности?

Однако прежде чем перейти к рассмотрению данного вопроса, следует уяснить, какая взаимосвязь существует между ощущением и раздражением с точки зрения интенсивности.



Похожие по содержанию материалы:
Зрение 1. Основные виды зрительных ощущений ..
Слух 1.Шум ..
Вкус и обоняние 1. Ощущение запаха ..
Системная склеродермия ..
3. Ощущение вибрации ..
6. Органические ощущения ..
3. Возможность объективной данности психического ..
4. Экспериментальные доказательства ..
2. Предмет и содержание восприятия ..
5. Вопрос категориальности восприятия ..
Эксперимент. 1 Понятие эксперимента ..
9. Критика гештальтпсихологии ..
3. Третье измерение ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


7. Закон Вебера и Фехнера

Каждое ощущение, кроме качества, непременно обладает определенной степенью интенсивности, или силы. Представляется интересным выяснить, каково взаимоотношение между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражения. Возможно, что интенсивность ощущения либо совершенно не связана с интенсивностью раздражения, либо, наоборот, она представляет собой прямое отражение этого последнего, либо же, н .. читать далее




Психология ощущений Проблема ощущения в современной психологии

В классической психологии ощущения сами по себе представляли самостоятельный интерес. В соответствии с основным убеждением, согласно которому для изучения психики решающее значение имело исследование элементарных переживаний, ощущение стало предметом особого внимания. Главная задача состояла по возможности в точном установлении всех видов элементарных ощущений, затем в выявлении соответс .. читать далее




Зрение 1. Основные виды зрительных ощущений

Роль зрительных ощущений в психической жизни человека особенно велика. Можно сказать, что в своих отношениях с действительностью человек в первую очередь руководствуется зрением. Какие ощущения дает нам зрение? Что замечают, что видят наши глаза в объективном мире?

Несомненно, в основном две вещи: свет и цвет. Итак, зрение включает в себя две качественно различные группы ощу .. читать далее




2. Нейтральные цвета

Цвета отличаются друг от друга прежде всего «цветовым тоном». Все многообразие нейтральных цветов может быть выражено посредством прямой линии. Крайние точки этой прямой занимают белое и черное, а расположенные между ними точки — от белого к черному — различные нюансы серого цвета. Для системы нейтральных цветов особенно характерны два обстоятельства. Во-первых, разложив эти цвета по интенсивно .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100