:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

4. Кинестетические ощущения .. | Интермодальное единство ощущений 1.П .. | 3. Синестезия .. | 5. Основа интермодального единства .. | 3. Соотношение между предметом и сод .. |


7. Закон Вебера и Фехнера


Каждое ощущение, кроме качества, непременно обладает определенной степенью интенсивности, или силы. Представляется интересным выяснить, каково взаимоотношение между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражения. Возможно, что интенсивность ощущения либо совершенно не связана с интенсивностью раздражения, либо, наоборот, она представляет собой прямое отражение этого последнего, либо же, наконец, между ними имеется специфическая взаимосвязь, подчиняющаяся определенной закономерности.

Решить данный вопрос невозможно ни путем простого наблюдения, ни на основе того или иного теоретического соображения. В этом случае дать что-либо значимое может только эксперимент. Поэтому неудивительно, что первый шаг, сделанный на пути научного решения данного вопроса, носил экспериментальный характер; вместе с тем, это был тот первый психологический вопрос, разрешить который попытались путем эксперимента. История экспериментальной психологии начинается с того времени, когда физиолог Вебер поставил вопрос о соотношении между ощущением и раздражением, то есть между психическим и физическим, с точки зрения их интенсивности. В последующем опыты Вебера продолжил физик Фехнер, окончательно заложив тем самым основы той части психологии, которая известна под названием «психофизики» и которая в течение нескольких десятилетий считалась наиболее интересной и важной отраслью психологии.

Так, что же выяснилось о взаимосвязи между ощущением и раздражением с точки зрения их интенсивности?

Во-первых, окончательно подтвердились наблюдения, свидетельствующие о том, что человек ощущает отнюдь не любое изменение раздражения, а чувствует лишь раздражение относительно большой интенсивности. Во-вторых, в результате точных исследований был найден закон, лежащий в основе соотношения между ин-тенсивностями раздражения и ощущения.

Для понимания этого закона особенно важным является понятие так называемого «порога», установленное в процессе психофизических исследований.

Выяснилось, что интенсивность раздражения должна достигнуть определенного уровня с тем, чтобы мы хоть как-то почувствовали его воздействие. Уровень раздражения, дающий такое едва заметное ощущение, называется «нижним порогом» ощущения. Однако существует и такой уровень интенсивности раздражения, после увеличения которого интенсивность ощущения уже не усиливается. Этот уровень называется «верхним порогом» ощущения. Воздействие раздражения мы чувствуем только в интервале между этими порогами, поэтому их принято называть и «внешними порогами» ощущения.

Примечательно, что полного параллелизма между интенсивностями ощущения и раздражения не существует и в межпороговом интервале интенсивностей. Например, беря в руки книгу, мы, разумеется, чувствуем ее вес. Следовательно, в данном случае интенсивность ее веса находится в промежутке между нижним и верхним порогами. А теперь заложим в книгу лист бумаги; физически вес книги увеличится, то есть уровень интенсивности раздражения повысится. Однако, взяв книгу в руки, мы это изменение ее веса не почувствуем. Увеличение веса должно достигнуть определенного уровня, чтобы мы могли это как-то заметить. Величина прироста раздражения, необходимого для получения этого едва заметного различия между ощущениями, называется «порогом различения». Раздражение, по интенсивности превышающее данную величину, называется «запороговым», а раздражение с меньшей интенсивностью — «допороговым». Уровень порога различения (высокий или низкий) зависит от чувствительности к различению: чем выше чувствительность к различению, тем ниже порог различения.

Вебер первым обратил внимание (1834) на то, что порог различения бывает двояким — абсолютным и релятивным и что очень важно отличать их друг от друга. Абсолютным порогом различения называется прирост интенсивности раздражения, необходимый для достижения порога различения. Например, если для того, чтобы почувствовать едва заметное изменение 2000-граммового веса, к нему необходимо добавить 200 грамм, и тогда эта величина представляет собой абсолютный порог ощущения. Показатель абсолютного порога не является постоянной величиной и зависит от веса основного раздражителя. Например, если к основному раздражителю весом в 2000 грамм следует добавить 200 грамм, то в случае 4000-граммового раздражителя 200 грамм уже недостаточно — к нему нужно прибавить больше.

Если эту же величину (в нашем примере — 200 грамм) выразить не в твердых физических единицах измерения (в нашем примере — граммах), а числом, выражающим отношение между добавочным раздражением и основным раздражением, то получим релятивный порог различения (в нашем примере вес основного раздражителя составлял 2000 грамм, а добавочного — 200 грамм; отношение между ними составляет 200/2000 = 0,1. Следовательно, релятивный порог равен 0,1). Когда Вебер вычислил релятивный порог различения для различных случаев основного раздражения, выяснилось, что этот порог представляет собой константную величину. В области модальности веса он равен 0,1. Это означает, что для того, чтобы почувствовать едва заметное изменение веса, его нужно увеличить или уменьшить на одну десятую часть.

Именно в этом заключается известный основной психофизический закон Вебера, сыгравший столь значительную роль в истории психологии. Его формула очень проста и выражается следующим образом:

dr/r = const,

где dr — величина дополнительного раздражения, а r — величина основного раздражения.

После опубликования Вебером формулы своего закона было проведено множество экспериментальных исследований с целью установления величины релятивного порога различения во всех модальностях ощущения. Фехнер дал закону Вебера точное математическое выражение: для того, чтобы интенсивность ощущения росла в математической прогрессии, интенсивность раздражения должна расти в геометрической прогрессии. Более короткая математическая формула данного положения выглядит следующим образом:

Е = logR,

где Е — интенсивность ощущения, R — интенсивность раздражения.

Последующие интенсивные исследования подтвердили, что закон Вебера-Фехнера имеет приблизительное значение — он действителен лишь в определенных пределах. В этих пределах величина порога различения для разных модальностей оказалась следующей:

Вес - 10% (в пределах 2000-6000 грамм).

Давление — 5% (на кончике указательного пальца, в пределах 50—2000 грамм).

Свет — 1—3% (в пределах 1000-2000 люкс).

Острота зрения — 2% (при сравнении линий, плоскостей).

Тон — 12% (в пределах средней высоты и средней силы).

Шум - 33%.

Ошибка Фехнера главным образом заключалась в том, что он счел возможным точное измерение интенсивности ощущения, приняв за единицу измерения так называемую «едва заметную разницу между интенсивностями ощущения». Экспериментальное изучение вопроса не подтвердило правильности его подхода.



Похожие по содержанию материалы:
2. Нейтральные цвета ..
2. Тон ..
2. Ощущение вкуса ..
Модальности осязания 1. Ощущение прикосновения ..
4. Кинестетические ощущения ..
Интермодальное единство ощущений 1.Постановка вопроса ..
3. Синестезия ..
5. Основа интермодального единства ..
3. Соотношение между предметом и содержанием восприятия ..
6. Понятие гештальта ..
Псориатический артрит ..
Восприятие пространства 1. Нативизм и генетизм ..
Восприятие времени 1. Переживание настоящего ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Психология ощущений Проблема ощущения в современной психологии

В классической психологии ощущения сами по себе представляли самостоятельный интерес. В соответствии с основным убеждением, согласно которому для изучения психики решающее значение имело исследование элементарных переживаний, ощущение стало предметом особого внимания. Главная задача состояла по возможности в точном установлении всех видов элементарных ощущений, затем в выявлении соответс .. читать далее




Зрение 1. Основные виды зрительных ощущений

Роль зрительных ощущений в психической жизни человека особенно велика. Можно сказать, что в своих отношениях с действительностью человек в первую очередь руководствуется зрением. Какие ощущения дает нам зрение? Что замечают, что видят наши глаза в объективном мире?

Несомненно, в основном две вещи: свет и цвет. Итак, зрение включает в себя две качественно различные группы ощу .. читать далее




2. Нейтральные цвета

Цвета отличаются друг от друга прежде всего «цветовым тоном». Все многообразие нейтральных цветов может быть выражено посредством прямой линии. Крайние точки этой прямой занимают белое и черное, а расположенные между ними точки — от белого к черному — различные нюансы серого цвета. Для системы нейтральных цветов особенно характерны два обстоятельства. Во-первых, разложив эти цвета по интенсивно .. читать далее




3. Спектральные цвета

Система тонов хроматических цветов дает совсем иную картину. Одной прямой линии для выражения всех качественных различий тут уже недостаточно — таких линий нужно по крайней мере четыре.

Рассмотрим эти цвета с тем, чтобы увидеть, в каком виде представлена данная система.

Ряд хроматических цветов начинается с красного, постепенно ослабевающего за счет желтого, которого с .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100