:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

2. Условия эксперимента .. | Наблюдение 1. «Ощущенческое восприя .. | 2. Последующее развитие восприятия .. | 2. Продолжительность .. | 3 . Виды психологического эксперимен .. |


8. Фигура и фон


В действительности мы никогда не воспринимаем предметы как отдельные, полностью оторванные от окружения, одиночные — любой предмет воспринимается на своем определенном фоне. Настоящее восприятие подразумевает и одно, и второе — как фигуру, то есть сам предмет, так и его фон. Восприятие представляет собой единство фигуры и фона. Следовательно, невозможно предполагать, что они взаимоиндифферентны, то есть для фигуры безразлично, каким будет фон, и наоборот. Нет! Фигура влияет на фон, а фон — на фигуру. Обратимся к примеру. На 9 изображена ваза на черном фоне. Фигура дана четко, ее гештальт совершенно ясен; он изнутри расчленен и выделен от фона четкими контурами. Совершенно иную картину дает фон. Он представляет собой бесформенное, неопределенное пространство, почти полностью лишенное какой-либо гештальтности; он изнутри недифференцирован и и четко не выделен от окружения — он сам является окружением. Теперь попробуем превратить в фигуру то, что на нашем унке было фоном, а в фон — то, что прежде было фигурой. Приглядимся внимательнее к черному фону! Это же профили человеческого лица: один — справа, другой — слева. Они обращены друг к другу. Вполне отчетливо видны лоб, нос, подбородок — одним словом, черный фон теперь превратился в дифференцированную целостность — в человеческое лицо со своими частями. В то же время оно определенными контурами выделилось от окружения. Зато изменилась прежняя «фигура». Белая ваза у ж е не видна. На ее месте находится безликое пространство, недифференцированное изнутри и не выделенное от окружения.

 

Этот пример хорошо иллюстрирует взаимовлияние фигуры и фона: фигура, в отличие от фона, воспринимается как гештальт.

При восприятии действительности мы всегда воспринимаем предметы на каком-то фоне. Поскольку фигура и фон воспринимаются по-разному, большое значение имеет то, что воспринимается фигурой, а что — фоном. Последователи геш-тальтпсихологии остаются на уровне описания, утверждая, что в виде фигуры воспринимаются те части чувственной действительности, которые в силу наличия более благоприятных условий для создания целостности имеют лучший гештальт; в качестве же фона выступает часть среды, составляющая худший гештальт. Обычно в фигуру превращаются более маленькие и более расчлененные части действительности, а в фон — имеющие больший размер и х у ж е дифференцированные.



Похожие по содержанию материалы:
Псориатический артрит ..
Восприятие пространства 1. Нативизм и генетизм ..
Восприятие времени 1. Переживание настоящего ..
4. Ритм ..
2. Условия эксперимента ..
Наблюдение 1. «Ощущенческое восприятие» ..
2. Последующее развитие восприятия ..
2. Продолжительность ..
3 . Виды психологического эксперимента ..
2. Типология эйдетических образов ..
Персеверация 1. Понятие персеверации ..
Анкилозирующий спондилит или Болезнь Бехтерева ..
Классификация явлений сознания. 1.Трудности классификации ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


9. Критика гештальтпсихологии

То, что содержание восприятия имеет целостный характер, известно давно. Подмечено было и то, под воздействием каких факторов части объединяются в целостную структуру. Классическая психология отстаивала следующее положение: восприятие представляет собой комплекс элементарных психических процессов, ощущений. Стало быть, ее задача заключалась в выявлении этих элементов. Например, вопрос восприятия .. читать далее




Восприятие пространства 1. Нативизм и генетизм

Первое важнейшее свойство восприятия заключается в том, что в нем дано переживание предмета, существующего вне нас. Поэтому данное психическое переживание на всех языках называется восприятием (восприниматъ — получать извне). Предмет чувственного восприятия непременно расположен где-то в пространстве и является носителем целого ряда пространственных свойств. Во-первых, он занимает опреде .. читать далее




2. Восприятие величины

Каким образом воспринимается величина предмета? В данном случае особую роль выполняет наше зрение. Но не только зрение — воспринять величину можно и посредством осязания. Следовательно, величина — это интерсенсорное восприятие, как и пространственность вообще. Однако оно интерсенсорно не только в том смысле, что воспринять величину можно как тактильно, так и зрительно, а главным образом потому, .. читать далее




3. Третье измерение

Особый интерес всегда вызывал вопрос телесности восприятия. Почему и каким образом мы воспринимаем предметы трехмерными, тогда как на сетчатке их отображение является двухмерным?

Достаточно убедительный ответ на данный вопрос дает следующий простой опыт: переуем с фотографической точностью какой-либо предмет, например башню, сперва так, как ее с одной какой-то точки видит правый гл .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100