:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

2. Наблюдение .. | 3. Структурное развитие восприятия .. | Ревматоидный артрит .. | 2. Вопрос об объеме непосредственной .. | 3. Эйдетизм как примитивный феномен .. |


3. Третье измерение


Особый интерес всегда вызывал вопрос телесности восприятия. Почему и каким образом мы воспринимаем предметы трехмерными, тогда как на сетчатке их отображение является двухмерным?

Достаточно убедительный ответ на данный вопрос дает следующий простой опыт: переуем с фотографической точностью какой-либо предмет, например башню, сперва так, как ее с одной какой-то точки видит правый глаз, а затем так, как с того же места она воспринимается левым глазом. Поместим данные унки на соответствующие стороны стереоскопа и заглянем в него: башня на унке покажется телесной, то есть трехмерной. Что превратило двухмерный в трехмерный? Ответ очевиден — только объединение унков, ведь ничего другого стереоскоп не сделал. Но если бы в стереоскопе находились абсолютно идентичные унки, то изображение осталось бы двухмерным, то есть необходимым условием является наличие унков, на которых запечатлены изображения, отображающиеся на сетчатке обоих глаз.

Следовательно, очевидно, что вещественность — это эффект участия обоих глаз. Но какой именно момент создает данный эффект? Каждой точке на сетчатке одного глаза соответствует точка на сетчатке второго глаза. Такие точки называются идентичными; особенность этих точек состоит в том, что при одновременном раздражении они дают одно изображение, хотя фактически имеются два изображения. Когда смотрим на какой-либо трехмерный предмет, то и в правом, и в левом глазах раздражаются также и не идентичные, так называемые «диспаратные точки»; это и является причиной того, что изображения, представленные на сетчатке правого и левого глаза, не являются одинаковыми. В обычном зрительном акте оба этих диспаратных изображения объединяются, в результате чего получаем трехмерное восприятие. Благодаря этому мы воспринимаем третье измерение.

Однако наряду с этим существует целый ряд вспомогательных факторов, обеспечивающих возможность восприятия третьего измерения, глубины, то есть завершенного восприятия.

1. Перспективное отклонение (например, углов и сторон лежащей перед нами книги).

2. По мере увеличения расстояния изображение объекта на сетчатке уменьшается.

3. Перспектива воздуха, по причине которой дальние предметы видятся менее четкими, чем ближние.

4. Частичное перекрытие удаленных предметов близлежащими.

К этим чисто оптическим факторам добавляются и кинестетические:

а) аккомодации предметов, расположенных на разной глубине, сопутствуют различные кинестетические ощущения;

б) кинестетические ощущения конвергенции.

Однако специфическое переживание, представленное в виде восприятия «глубины» или «телесности», строится не только на основе зрительных и связанных с движениями глаз ощущений. Несомненно, что в это переживание вносят вклад и другие органы, особенно если рассматривать его в генетическом плане. Для маленького ребенка, например, исключительное значение имеют кинестетические переживания, связанные с хватательными движениями: именно эти кинестетические моменты должны во многом определять специфический характер переживаний «близкого» и «далекого». На следующей возрастной ступени к этому добавляются кинестетические переживания, связанные с движением всего тела, особенно — с локомоцией; в переживании отдаленности принимает участие и осознание своего движения. Одним словом, человек «видит» и переживает «глубину» не только глазом и через движения глаз, но всей своей личностью, причем в каждом частном случае происходит задействование того ее органа, участие которого наиболее целесообразно обеспечивает достижение цели восприятия (Штерн).

Эксперименты представителей гештальттеории по-новому осветили и вопросы восприятия глубины. Выяснилось, что переживание глубины определяется не только вышеперечисленными факторами; зачастую в процессе возникновения переживания глубины решающая роль принадлежит воссоединению частей, созданию новой структуры и переструктурированию этих же частей.



Похожие по содержанию материалы:
2. Восприятие величины ..
2. Кратчайшее настоящее ..
5. Оценка длительности ..
6. Вопрос нативизма ..
2. Наблюдение ..
3. Структурное развитие восприятия ..
Ревматоидный артрит ..
2. Вопрос об объеме непосредственной памяти ..
3. Эйдетизм как примитивный феномен ..
Узнавание 1. Узнавание и воспоминание ..
4. Привычное и знакомое ..
6. Чувство знакомости ..
Ассоциация представлений 1. Представление ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Восприятие времени 1. Переживание настоящего

Предмет восприятия обычно переживается данным не только в пространстве, но и в еще большей степени во времени. Наиболее характерным, наиболее специфическим для восприятия является то, что оно переживает свой предмет как сиюминутную данность, как существующий сейчас, представленный в настоящем, одним словом — в качестве актуального предмета. Именно это переживание момента настоящег .. читать далее




2. Кратчайшее настоящее

В психологической литературе известны опыты, в которых была предпринята попытка установить минимальную продолжительность объективного времени, необходимого для переживания минимальной длительности (durée), «психического настоящего» (Штерн), то есть кратчайшего настоящего. Особенно чувствительным в этом плане оказалось ухо: согласно Экснеру, два электрических сигнала .. читать далее




3. Максимальное настоящее

Особенно хорошо изучен вопрос о той максимальной продолжительности раздражителей, которая может переживаться как все еще настоящее.

После Вундта прибегают к следующему методу: посредством изотонного метронома, то есть метронома, работающего с равномерными интервалами, например 0,5 секунды — (изохронно), и с одинаковой интенсивностью (изотонно), испытуемому даются звуковые раздражители, пр .. читать далее




4. Ритм

Для восприятия времени большое значение имеет ритм. Это в первую очередь касается акустических ощущений, хотя, конечно, не ограничивается ими. Действие ритма в то же время распространяется и на движения. Обычно ритм акустических ощущений непроизвольно пробуждает тенденцию соответствующих ритмических движений. Как правило, у нас возникает тенденция сопровождать ритмичную последовательность звуко .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100