:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Персеверация 1. Понятие персеверации .. | Анкилозирующий спондилит или Болезнь .. | Классификация явлений сознания. 1.Тр .. | 8. Иллюзия узнавания .. | 3. Ассоциация .. |


Глава седьмая Психология мнемических процессов. Простейшие формы мнемических процессов 1. Мнеме


Простейшие формы мнемических процессов 1. Мнеме

Известно, что листья некоторых растений, например определенных пород мимозы или акации, на ночь закрываются, вновь раскрываясь утром. Эти движения сменяют друг друга с точной периодичностью — через каждые двенадцать часов. Возникает вопрос: возможно ли изменить данный ритм? Возможно ли «приучить» акацию к иному ритму, например, к такому, чтобы она 18 часов была раскрыта, а 6 часов — закрыта, или наоборот? Создав специальные условия с тем, чтобы в течение 18-ти часов было светло, а 6-ти часов — темно, можно, в конце концов, достичь такого положения, что в течение какого-то времени акация и в условиях нормального суточного ритма будет соблюдать свой новый ритм, находясь в течение 6-ти часов в закрытом состоянии, а остальные 18 часов — в открытом (Пфейфер).

О чем свидетельствует данный факт? Вследствие повторного светового воздействия на акацию в течение более длительного, чем обычно, времени ее обычный ритм сменяется новым. Не будь этого воздействия, акация, разумеется, сохранила бы свой естественный ритм. Безусловно, что в данном случае прошлое для нашего растения не исчезло бесследно, ведь его нынешний ритм — результат влияния этого прошлого. Однако сохранение прошлого, его влияние на настоящее в общем называется «памятью», в широком смысле этого слова. Следовательно, мы можем сказать, что у растения есть «память».

Результаты целого ряда исследований показали, что сколь бы простым ни было живое существо, всюду можно получить схожий с описанным эффект. Именно такие факты подразумевал известный физиолог Эвальд Геринг, признав память «общей функцией организованной материи» (1870). И действительно, невозможно найти такое живое существо, чтобы то, что оно из себя представляет собой в данный момент, было бы независимо от всякого влияния своего прошлого. Напротив, с уверенностью можно сказать, что его настоящее в основном является продуктом его прошлого. Во всяком случае, бесспорно одно — сколь простым бы ни был организм, путем соответствующего воздействия так или иначе его можно изменить. Таким образом, посредством изменения условий жизни нам удается преобразовывать животных и растения в намеченном направлении; именно поэтому можно говорить об их «культуре».

Но каким образом прошлое в данном случае влияет на настоящее? О какой памяти можно говорить? Разумеется, нельзя сказать, что данное влияние основывается на психике, что, например, акация психически помнит, что она на протяжении 18-ти часов была раскрыта, а в течение 6-ти часов — закрыта. В данном случае, безусловно, речь идет о чисто биологических, физиологических процессах. Несомненно, что под воздействием экспериментальных условий растение претерпело определенные изменения физиологического характера, ставшие основой нового ритма его движений.

Но коль скоро это так, тогда очевидно, что в данном случае имеем дело с достаточно своеобразным явлением, безусловно, явственно отличающимся от того, что обычно именуется памятью. А потому данное явление и следует называть по-иному. Для обозначения этой элементарной, биолого-физиологической «памяти» Земон ввел новый термин — мнеме (от греческого — «память»)'.

Таким образом, под простейшей формой «памяти», представляющей собой, согласно Герингу, «общую функцию любой организованной материи», подразумевается мнеме. Мнеме — свойство любого живого организма. Стало быть, она не чужда и человеку, так как и мы далеко не всегда влияние прошлого испытываем психически; очень часто это влияние ограничивается лишь анатомическими и физиологическими рамками; например, в результате упражнений увеличиваются и функционально развиваются мышцы. Разумеется, говорить в этом случае о психической памяти неправомерно.



Похожие по содержанию материалы:
2. Последующее развитие восприятия ..
2. Продолжительность ..
3 . Виды психологического эксперимента ..
2. Типология эйдетических образов ..
Персеверация 1. Понятие персеверации ..
Анкилозирующий спондилит или Болезнь Бехтерева ..
Классификация явлений сознания. 1.Трудности классификации ..
8. Иллюзия узнавания ..
3. Ассоциация ..
5. Редукция законов ассоциации ..
2. Старая классификация ..
Формы активной памяти 1. Произвольная память ..
Учение 1. Понятие учения ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


2. Продолжительность

На последующей ступени развития воздействие прошлого на настоящее уже приобретает психический характер; прошлое существует не только в анатомо-физиологической сфере, но и на уровне переживаний. Следовательно, теперь можно уже говорить о настоящей памяти. Посмотрим, какова самая простая форма проявления памяти.

Еще Фехнер обратил внимание на то, что в сфере некоторых модальностей, например .. читать далее




Непосредственная память 1. Непосредственная память

К отмеченной простейшей форме проявления памяти очень близка вторая форма памяти, известная, особенно после Меймана, под названием непосредственной памяти.

Для того, чтобы понять, что подразумевается под непосредственной памятью, достаточно привести несколько примеров. Допустим, мы беседуем с кем-то. Когда наш собеседник произносит последнее слово какого-то предложения, предыдущие .. читать далее




3 . Виды психологического эксперимента

Согласно классификации Вундта, следует различать три основных вида психологического эксперимента:

А. Метод впечатления, или, как его именуют другие, метод раздражения (Eindrucksmethode; Reizmethode). Ситуацией, в которой в этом случае находится испытуемый, считается то или иное раздражение. На субъекта воздействуют каким-либо раздражением и подробно описывают его поведение в .. читать далее




2. Вопрос об объеме непосредственной памяти

Изучение непосредственной памяти вплоть до сегодняшнего дня проводится преимущественно экспериментальным путем, поэтому современная психология располагает достаточно подробными данными на сей счет.

Первое, на что следует обратить внимание, — это то, что объем запоминаемого материала имеет большое значение и в случае непосредственной памяти. Например, если кому-нибудь продиктовать шесть од .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100