:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

4. Привычное и знакомое .. | 6. Чувство знакомости .. | Ассоциация представлений 1. Представ .. | 4. Законы ассоциации .. | 6. Закон реинтеграции .. |


2. Вопрос об объеме непосредственной памяти


Изучение непосредственной памяти вплоть до сегодняшнего дня проводится преимущественно экспериментальным путем, поэтому современная психология располагает достаточно подробными данными на сей счет.

Первое, на что следует обратить внимание, — это то, что объем запоминаемого материала имеет большое значение и в случае непосредственной памяти. Например, если кому-нибудь продиктовать шесть однозначных чисел, он свободно восстановит все шесть; но продиктовав вместо шести десять, убедимся, что он не сможет восстановить не только все эти десять чисел, но даже и шесть. По мнению некоторых психологов, это объясняется следующим образом: когда к количеству цифр, непосредственно запоминаемых человеком, добавляются лишние, то это оказывает на него обратное действие, вынуждая забыть и то, что должно было бы запомниться непосредственно (так называемая «обратная помеха»). Другие предлагают иное объяснение: по мнению Штерна, в данном случае имеет значение не процесс, состоящий из отдельных элементов, а та энергия, которая распределяется на весь запоминаемый материал. При большом объеме материала на каждый элемент приходится меньше энергии. Вследствие этого целое восстанавливается менее успешно, чем тогда, когда оно имеет меньший объем.

Полагают, что объем непосредственной памяти имеет важное дифференциально-психологическое значение. Объемом непосредственной памяти называется способность человека восстанавливать в предложенной последовательности серию различных стимулов непосредственно после их подачи (Бленкеншип). Но, к сожалению, данное понятие еще не уточнено, в частности, до конца еще не выяснено, следует ли считать объем непосредственной памяти специфической способностью. Поэтому до окончательного уяснения этого вопроса использование данного понятия в дифференциально-психологических целях не представляется правомерным.

Очень интересно, что фактор объема памяти тотчас же утрачивает свое влияние, как только ему противопоставляется действие других факторов. Среди этих факторов в первую очередь следует отметить фактор ритма. Продиктовав испытуемому в определенном ритме те же десять чисел, которые он не сумел восстановить, убедимся, что на сей раз эта задача будет успешно решена. Очень большое значение имеет также смысл запоминаемого материала. Бессмысленный материал запоминается значительно хуже, чем осмысленный.

Следует думать, что и ритм, и смысл влияют на объем памяти в одном и том же направлении — они связывают друг с другом отдельные единицы, объединяют их в одно целое, способствуя тем самым упрощению запоминаемого материала.



Похожие по содержанию материалы:
Ревматоидный артрит ..
2. Вопрос об объеме непосредственной памяти ..
3. Эйдетизм как примитивный феномен ..
Узнавание 1. Узнавание и воспоминание ..
4. Привычное и знакомое ..
6. Чувство знакомости ..
Ассоциация представлений 1. Представление ..
4. Законы ассоциации ..
6. Закон реинтеграции ..
8. Ассоциативная память как низшая форма памяти ..
Учение и припоминание 1. Метод Эббингауза ..
Подагра ..
3. Физиологический фактор ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Эйдетический образ 1. Эйдетический образ

В психологической литературе подтверждается существование еще одного любопытного факта, который также может быть сочтен проявлением действия памяти.

Предложив испытуемому свободно созерцать красный квадрат в течение 8—9 секунд, а затем перевести взгляд на чистый лист бумаги, нетрудно убедиться, что он и здесь увидит красный квадрат.

Может быть, и в этом случае мы имеем дело с обычны .. читать далее




2. Типология эйдетических образов

Однако сказанное в равной мере не относится ко всем эйдетикам. Исследователи данного феномена выделили среди эйдетиков два различных типа: Т-тип (тетано-идный тип) и Б-тип (базедовоидный). Эйдетические образы первого типа похожи скорее на последовательный образ, являясь грубыми и статичными, имеют, вместе с тем, выраженный принудительный характер, совершенно не подчиняясь волевым усилиям. Совер .. читать далее




3. Эйдетизм как примитивный феномен

Весьма симптоматично, что эйдетическая способность, как правило, чаще встречается в детском возрасте, тогда как среди взрослых она является редким исключением. Кроме этого, эйдетизм более распространен среди диких и малокультурных племен, нежели современных цивилизованных людей. Данный феномен, по мнению некоторых психологов, представляет собой ту ступень развития человеческой психики, на котор .. читать далее




4. Темпоральная особенность эйдетического образа

Для характетики эйдетического образа как феномена памяти необходимо уяснить также вопрос о том, как переживается эйдетический образ с темпоральной точки зрения. Происходит ли отнесение его к прошлому, его локализация в прошлом?

Как отмечалось выше, эйдетический образ переживается как восприятие, однако, в то же время, субъект полностью осознает и то, что он видит лишь образ, а не актуальн .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100