:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

7. Закон Йоста .. | 1. Метафизическая психология .. | 3. Основной закон забывания и кривая .. | 5. Положительное влияние забывания .. | 3. Зависимость воспоминания от насто .. |


2. Закон Фуко


На легкость запоминания влияет, разумеется, и объем материала. Известно, что чем больше объем запоминаемого материала, тем труднее его запомнить. Однако данная зависимость не является прямо пропорциональной; в частности, человек с одного прочтения запоминает шестичленный ряд бессмысленных слогов, однако для запоминания ряда из 12 членов ему нужно прочесть их не два раза, а 10—12 раз; ряд, состоящий из 24 слогов, вместо 4 раз приходится повторять 44 раза.

Как меняется скорость запоминания по мере роста объема материала? Именно на этот конкретный вопрос попытался ответить Фуко. Он давал своим испытуемым (всего семь человек) серию слов различного объема, вынуждая повторять их до полного запоминания материала наизусть. По каждой отдельной серии он получил в среднем следующие показатели времени:

Отсюда Фуко заключил, что между объемом материала и необходимым для его запоминания временем существует совершенно определенная зависимость. Для ее выражения Фуко предложил следующую формулу: t = kl2 ( t — время запоминания, 1 — объем запоминаемого материала, а к — константа), то есть время, необходимое для запоминания материала того или иного объема, растет пропорционально квадрату объема материала.

Следует отметить, что данную закономерность совершенно независимо от Фуко обнаружил и другой исследователь — Лайон (1914), однако, согласно его результатам, этот закон имеет силу лишь в случае запоминания бессмысленных слогов и чисел. Что касается осмысленного материала (стихов и прозы), то время, необходимое для его запоминания, растет пропорционально его объему.

Пьерон после рассмотрения закона Фуко пришел к выводу, что данный закон выражает истинное положение дел лишь приблизительно. По его мнению, было бы правильнее сказать, что необходимое для запоминания время не находится в функциональной связи с квадратом объема материала; показатель степени не является константной величиной и возрастает по мере увеличения объема запоминаемого материала.

Что касается времени, необходимого для запоминания каждого отдельного элемента, установлено, что существует определяющая величина объема материала, запоминающаяся быстрее, нежели любой другой объем, — так называемый «оптимум». Очевидно, что на запоминание входящих в него элементов времени затрачивается меньше, чем на элементы материала неоптимального объема.

Согласно Пьерону, в серии из 20 цифр на каждую цифру приходится по 0,180 повторений, из 50 — по 0,100, а из 75 — по 0,125. Как видим, в данном случае оптимум располагается между сериями из 50 и 75 цифр. Фуко в этой связи выдвигает следующее положение: время, необходимое для запоминания одинакового материала, растет пропорционально объему той серии, в которую он входит, как его часть. Как справедливо отмечает Пьерон, этот закон Фуко правомерен лишь приблизительно, да и то в определенных условиях запоминания и определенных пределах объема запоминаемого материала.



Похожие по содержанию материалы:
2. Интерес ..
3. Попытки классификации элементарных процессов ..
2. Закон Фуко ..
Геморрой ..
7. Закон Йоста ..
1. Метафизическая психология ..
3. Основной закон забывания и кривая забывания ..
5. Положительное влияние забывания ..
3. Зависимость воспоминания от настоящего как один из его факторов ..
ПСИХОЛОГИЯ показаний ..
2. Практическая значимость психологии показаний ..
3. Основные результаты психологии показаний ..
2. Теория следа ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Закон гештальтизации

Когда испытуемым предлагается запомнить материал достаточно большого объема, они пытаются упростить его, чтобы таким образом облегчить запоминание. Главный прием, к которому они в этом случае прибегают, состоит в объединении отдельных элементов серии с целью получения более сложных единиц — так называемых «комплексов» (Г. Мюллер). В результате использования этого метода серия разбивается на мен .. читать далее




4. Темп заучивания

С вышеотмеченным тесно увязан вопрос о темпе заучивания, то есть о том, что с точки зрения максимизации запоминания дает лучший результат — быстрое или медленное прочтение? Эббингауз в результате своих опытов пришел к выводу, что при заучивании наизусть, например, стихотворения быстрый темп приносит лучший результат, нежели относительно медленный.

Однако не вызывает сомнения и то, что тем .. читать далее




5. Закон месторасположения повторения

В случае, когда объем запоминаемого материала превышает определенную величину, для его заучивания становится необходимым повторение.

Выше мы уже отметили, что мнемическое значение каждого отдельного повторения зависит от объема материала: шестичленный ряд бессмысленных слогов запоминается с одного прочтения, но на запоминание ряда из 12 членов требуется не два, а 10—12 повторений. Естеств .. читать далее




6. Закон «гиперфиксации»

Согласно закону месторасположения повторения, наименьший дополнительный эффект дает последнее повторение. При последующем увеличении числа повторений каждое из них должно давать все меньший и меньший дополнительный результат. Однако интересно выяснить, имеет ли какое-либо мнемическое значение лишнее повторение, то есть имеет ли какой-либо смысл повторять материал и после того, когда он уже хоро .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100