:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Полипы толстой кишки .. | 1. Узнавание .. | 4. Обучение .. | 2. Различие между восприятием и мышл .. | 3. Удивление как условие актуализаци .. |


2. Теория непосредственности» в психологии


Невзирая на то, что попытка использования «теории непосредственности» применительно к психической действительности явно сталкивается со многими трудностями, данная теория изначально была введена в психологию. Согласно основному положению данной теории, психическая действительность представляет собой отдельный мир, происходящие в пределах которого изменения находятся в неразрывной взаимосвязи, каузально определяя друг друга. Непосредственной причиной психического может быть только психическое, и происходящее в психике то или иное изменение может быть объяснено непосредственным воздействием опять-таки психического. Теоретическое обоснование этого положения было дано, прежде всего, родоначальником экспериментальной психологии Вундтом; фактическое же его использование имело место и до Вундта. Еще Гербарт объяснял содержание и жизнь всей психики взаимовлиянием представлений; на его взгляд, содержание сознания человека в тот или иной момент зависит от взаимосвязи его представлений. Примечательно, что по Гербарту эта связь носит чисто механический характер — сильное представление затемняет слабое, вытесняя его из сознания. Таким образом, содержание нашей психики в тот или иной момент полностью зависит от соотношения сил отдельных представлений. Именно поэтому Гербарт и говорил о механике представлений.

В еще более чистом виде теория непосредственности представлена главным образом в учении так называемой «ассоциативной психологии». Согласно ее основополагающему положению, содержание всей психики составляют представления, связывающиеся между собой по определенным закономерностям. Возникновение в сознании одного члена этой связи с необходимостью вызывает второго. Мысли, чувство, воля — одним словом, вся наша психическая жизнь основывается на подобной ассоциации представлений. Следовательно, все то, что происходит в психике, объясняется воздействием опять-таки психического — какого-либо ассоциированного с ним представления; причины психического коренятся в психическом, на психическое действует психическое.

Вундт, противостоящий по своим основным взглядам как Гербарту, так и ассоциативной психологии, продолжал стоять на позиции теории непосредственности не только практически, в своей исследовательской работе, но и попытался дать ей философское обоснование. Он утверждает, что самое несомненное наблюдение, имеющееся у человека, это — единство его сознания, то есть взаимосвязь психических явлений. Психические явления сами связаны друг с другом, в своем непрерывном протекании они сами влияют друг на друга. Следовательно, психология как эмпирическая наука должна опираться на этот несомненный факт, объясняя все с этой

позиции. Это означает, что «всякий психологический процесс представляет собой закономерную связь явлений», в котором одно является причиной, а другое — следствием. Настоящее научное исследование в психологии, по мнению Вундта, возможно лишь при условии именно такого решения проблемы психической каузальности, то есть психический результат всегда будет объясняться воздействием психической причины; одним словом, психика должна быть сочтена совокупностью закономерно взаимовоздействующих и взаимосвязанных явлений.

Теория непосредственности господствует в психологии по сей день. На ней основывается даже одно из наиболее влиятельных направлений современной психологии — так называемая «гештальтпсихология». Смысл исходного принципа геш-тальттеории заключается в том, что в сфере переживаний друг на друга влияют не частные, элементарные процессы, создавая таким путем конкретные и сложные переживания, а, напротив, отдельное и частное определяется целым. Однако и целое, и частное представляют собой психические явления; следовательно, проблема психической каузальности здесь также решается на основе непосредственного взаимодействия психических процессов.

Таким образом, согласно распространенному в современной психологии взгляду, психическое непосредственно влияет на психическое.



Похожие по содержанию материалы:
44. Растягивайте свои мышцы ..
4. Факторы ошибок ..
3. Теория Мюллера ..
6. Основа убежденности ..
Полипы толстой кишки ..
1. Узнавание ..
4. Обучение ..
2. Различие между восприятием и мышлением ..
3. Удивление как условие актуализации мышления ..
6. Транспозиция ..
2. «Теория проб и ошибок» ..
5. Практическое мышление ..
6. Обслуживание и практическое мышление ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Заболевания памяти 1. Гипермнезия

Существует три патологических формы действия памяти: гипермнезия, гипо-мнезия и парамнезия. Рассмотрим вкратце каждую из них.

Гипермнезия проявляется в избыточной возбужденности памяти. Она в общем встречается редко и еще недостаточно хорошо изучена. Нельзя сказать, что случаи необыкновенно сильной, феноменологической памяти, которая отмечалась у известных счетоводов, Иноди и Диаманди, ил .. читать далее




2. Гипомнезия

Гипомнезией именуют случаи ослабления памяти, в основном, так называемые «амнезии». В зависимости от ее протекания во времени различают три формы амнезии: антероградную, ретроградную и периодическую.

Антероградной амнезией называют случаи, когда человек, сохраняя воспоминания прошлого, не запоминает ничего нового, то есть речь идет о снижении способности создан .. читать далее




Онтогенетическое развитие памяти

Изучение онтогенетического развития памяти со всей очевидностью показывает, что формы проявления памяти, о которых говорилось выше, представляют собой и ступени ее развития, показывающие, какие психологические условия должны созреть для того, чтобы проявилась та или иная форма памяти, выполняющая важную роль в жизни субъекта. Конечно, данное обстоятельство облегчает осмысление психологического .. читать далее




1. Узнавание

Очевидно, что мнеме не представлено в организме ребенка изначально, с момента его рождения. Достижения нашего первого года жизни являются столь большими, что, сравнив новорожденного ребенка с 12-месячным, обнаруживаем больше различий, чем при сопоставлении годовалого ребенка со взрослым человеком. В основе всего этого лежит наша память — в широком значении этого слова. Разумеется, в начале можн .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100