:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Понятийное мышление 1. Ассоциационно .. | ПОНЯТИЕ 1. Мысль и наглядность .. | Глава вторая Биологические основы ли .. | СУЖДЕНИЕ 1. Суть суждения .. | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Умозаключение .. |


2. Мысль как ненаглядное переживание


Неужели, в конце концов, наше мышление даже на наивысшей ступени своего развития все же ограничено пределами наглядности? Блестящие достижения современной науки бесспорно доказывают, что человеческая мысль способна выйти за рамки поверхности событий и познать их сущность. Естественно, это было бы невозможным, если бы наше мышление действительно сводилось всего лишь к ассоциациям ощущений и, следовательно, ограничивалось исключительно непосредственной данностью.

Это обстоятельство всегда остро ставило перед психологией проблему о том, какими путями и как удается нашему мышлению достигать столь значительных высот познания. Интенсивное изучение данного вопроса началось в начале XX века в Германии под руководством Кюльпе (Вюрцбугская школа), а также во Франции, под руководством Бине. Поскольку изучение мышления имело под собой экспериментальную основу, оно с самого же начала оказалось весьма плодотворным.

Первый значительный результат, полученный путем экспериментального исследования мышления, касается именно нашей проблемы. Выяснилось, что ни в коем случае нельзя сводить процесс мышления только на наглядное содержание, только на ощущения и представления. Наряду с этими наглядными содержаниями в процессе мышления переживается еще что-то, не имеющее ни какого-либо чувственного качества, ни какой-либо интенсивности, то есть тех сторон, без которых ощущение немыслимо. Не вызывало сомнений, что в этом случае речь идет о переживании, не имеющим ничего общего с ощущением.

Обычно испытуемые называли это переживание «знанием», «мыслью». Оно оказалось несводимым к ощущению или представлению, поскольку оно, помимо отсутствия модальности и интенсивности, отличалось от наглядных переживаний, представлений и по другим основаниям: 1) испытуемый, отчитываясь о своем мыслительном акте, например, рассказывая о переживаниях, испытанных им в процессе осмысления сделанного ему предложения, превосходно и весьма отчетливо помнил «мысль», пришедшую ему на ум. Но что касается возникших при этом представлений, он не смог вспомнить даже того, какими они были — только схематичными или завершенными, имеющими определенное содержание. Следовательно, мысль одно, а представление — другое; 2) то, что это так, подтверждает и тот факт, что, к примеру, для понимания слова требуется гораздо меньше времени, чем для возникновения зрительного представления. Будь мысль действительно результатом ассоциаций представлений, подобный факт не имел бы места; 3) допустим, испытуемому нужно ответить простой двигательной реакцией на предъявленное слово, но это он должен сделать лишь после осмысления данного слова, постижения его значения. Выяснилось, что в этой ситуации у испытуемого могут возникнуть некоторые представления, однако при этом он знает, что они не соответствуют значению этого слова. Стало быть, понимание, осмысление значения несводимо к представлению.

Таким образом, можно считать доказанным, что наше сознание, помимо наглядных содержаний — ощущений и представлений — содержит и ненаглядные переживания — ненаглядное знание, проявляющееся в процессе мышления и известное в психологии под названием мысли.

Итак, наш вопрос решается следующим образом: наряду с практическим и образным мышлением существует еще одна форма мышления, способная через мысль или ненаглядное знание выйти за пределы наглядности и отразить также те стороны действительности, которые не даны непосредственно. Данная форма мышления называется понятийным мышлением.



Похожие по содержанию материалы:
1. Опыты Кёлера ..
4. Вопрос о мышлении антропоидов ..
4. Целостный субъект как исходное понятие психологии ..
2. Речь и образное мышление ..
Понятийное мышление 1. Ассоциационном в психологии мышления ..
ПОНЯТИЕ 1. Мысль и наглядность ..
Глава вторая Биологические основы личности. Предварительные замечания ..
СУЖДЕНИЕ 1. Суть суждения ..
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Умозаключение ..
Депрессия или просто хандра? ..
Конституционное учение ..
5. Понятие в начальные годы средней школы (11-13 лет) ..
2. Внимание как акт ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Понятийное мышление и наглядное содержание

Возникает вопрос: какое отношение в самом понятийном мышлении существует между наглядными содержаниями и ненаглядными переживаниями, между сенсорным материалом и мыслью? Не следует ли думать, что коль скоро в мышлении подтвердилось существование ненаглядных актов, то для участия наглядных переживаний уже не остается места?

Вначале, в первый период изучения ненаглядных актов, психологи Вюр .. читать далее




ПОНЯТИЕ 1. Мысль и наглядность

Сегодня для нас совершенно очевидно, что мысли невозможно свести к наглядному содержанию. Несмотря на это, не менее очевидно и то, что сам себе ненаглядный акт — мысль — безусловно связан с наглядными переживаниями, ведь, как мы убедились выше, вне этой связи мышление невозможно. Однако единство мысли и наглядного представления проявляется отнюдь не только в этом. Примечательно, что и само нагл .. читать далее




2. Понятие и общее представление

Понятие — основная форма понятийного мышления. Но что подразумевается под понятием? Пока что, ориентировочно, можно сказать следующее: понятие представляет собой смысл, значение каждого отдельного слова. Поэтому достаточно назвать любое слово, неважно какое, и мы всегда б у д е м иметь дело с понятием. Например, дом, книга, единство, понятие... Однако слово является настоящим понятием то .. читать далее




Глава вторая Биологические основы личности. Предварительные замечания

Предварительные замечания

Каковы биологические основы личности? Несомненно, что любой взаимодействующий со средой субъект является прежде всего организмом. Однако его суть не всегда исчерпывается только этим — человек как активный субъект, особенно — как личность, не является исключительно биологическим индивидом, организмом; он в первую очередь представляет собой социаль .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100