:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Понятийное мышление и наглядное с .. | 2. Понятие и общее представление .. | 4. Понимание понятия .. | 3. Проблема уверенности .. | Развитие мышления в онтогенезе .. |


ПОНЯТИЕ 1. Мысль и наглядность


Сегодня для нас совершенно очевидно, что мысли невозможно свести к наглядному содержанию. Несмотря на это, не менее очевидно и то, что сам себе ненаглядный акт — мысль — безусловно связан с наглядными переживаниями, ведь, как мы убедились выше, вне этой связи мышление невозможно. Однако единство мысли и наглядного представления проявляется отнюдь не только в этом. Примечательно, что и само наглядное переживание со своей стороны — будь то восприятие или представление — непременно связано с каким-либо ненаглядным элементом, причем без этой связи невозможно ни восприятие, ни представление. И действительно, как известно, и восприятие, и представление обязательно подразумевает какой-либо предмет — тот, что воспринимается или представляется, иначе ни восприятие, ни представление не имеют ни смысла, ни значения. Следовательно, в восприятии дано не только наглядное, чувственное содержание, в нем участвует также ненаглядный акт подразумевания — вне ненаглядного переживания в сознании человека не существует и наглядное содержание.

Однако в восприятии наличествует только элемент ненаглядной мысли. Например, мы видим эту книгу как совершенно наглядную данность с определенной формой, цветом, величиной... Книга в качестве предмета нашего восприятия представляет собой определенную чувственную данность. Следовательно, то, что в восприятии подразумевается через мысль — «его предмет» — переживается как наглядное, чувственное содержание; оно все еще всецело слито с этим наглядным содержанием.

Однако на высшей ступени развития мышления мысль постепенно отдаляется от наглядного содержания, формируясь, в конце концов, в ненаглядное переживание в виде понятия. Это, разумеется, не означает, что понятие совершенно не связано с наглядностью, ведь выше мы убедились, что наглядное содержание выполняет весьма существенную роль в процессе понятийного мышления.

Возникает вопрос: как это происходит? Каким образом предметом нашей мысли вместо наглядного содержания становится ненаглядное, отвлеченное содержание? К каким операциям прибегает мышление для этого?



Похожие по содержанию материалы:
3. Теория «переходного переживания» ..
Парапроктит ..
Образное мышление 1. Образное мышление ..
4. Образное мышление и отражение соотношений ..
3. Понятийное мышление и наглядное содержание ..
2. Понятие и общее представление ..
4. Понимание понятия ..
3. Проблема уверенности ..
Развитие мышления в онтогенезе ..
2. Основные периоды развития интеллектуального интереса ..
4. Период начальной школы (8-10 лет) ..
Глава девятая Психология внимания. Внимание 1. Что такое внимание ..
Неврозы ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


2. Понятие и общее представление

Понятие — основная форма понятийного мышления. Но что подразумевается под понятием? Пока что, ориентировочно, можно сказать следующее: понятие представляет собой смысл, значение каждого отдельного слова. Поэтому достаточно назвать любое слово, неважно какое, и мы всегда б у д е м иметь дело с понятием. Например, дом, книга, единство, понятие... Однако слово является настоящим понятием то .. читать далее




Глава вторая Биологические основы личности. Предварительные замечания

Предварительные замечания

Каковы биологические основы личности? Несомненно, что любой взаимодействующий со средой субъект является прежде всего организмом. Однако его суть не всегда исчерпывается только этим — человек как активный субъект, особенно — как личность, не является исключительно биологическим индивидом, организмом; он в первую очередь представляет собой социаль .. читать далее




3. Процесс формирования понятия

Как возникает понятие? В первую очередь следует подчеркнуть, что возникновению понятия всегда предшествует определенная познавательная задача. Общее представление в этом не нуждается, но для понятия, как одной из форм познания, это необходимо. Именно поэтому в содержание понятия входят не общие, а существенные признаки.

Как выяснилось из соответствующих экспериментов, в проц .. читать далее




4. Понимание понятия

Формирование понятия происходит отнюдь не всегда так, как описано выше. Этот путь обязателен лишь тогда, когда перед нами стоит задача выработки нового понятия. Однако гораздо чаще понятия уже сформированы и существуют слова, принятые для их обозначения. Но, допустим, мы не знакомы с этими понятиями и не понимаем их значения. Иначе говоря, они представляют для нас всего лишь звуковые комплексы, .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100