:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

ПОНЯТИЕ 1. Мысль и наглядность .. | Глава вторая Биологические основы ли .. | СУЖДЕНИЕ 1. Суть суждения .. | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Умозаключение .. | Депрессия или просто хандра? .. |


2. Понятие и общее представление


Понятие — основная форма понятийного мышления. Но что подразумевается под понятием? Пока что, ориентировочно, можно сказать следующее: понятие представляет собой смысл, значение каждого отдельного слова. Поэтому достаточно назвать любое слово, неважно какое, и мы всегда б у д е м иметь дело с понятием. Например, дом, книга, единство, понятие... Однако слово является настоящим понятием только формально, логически. Психологически же, то есть с точки зрения сознания каждого отдельного человека, оно может иметь немного общего с понятием. Обратимся к примеру: допустим, мы предложили ученику наовать на доске круг, и он правильно решил эту задачу. Означает ли данное обстоятельство, что у него имеется понятие круга? Несомненно, что ученик знает значение слова. Следовательно, у него как будто бы должно иметься и понятие. Однако не исключено и то, что под значением этого слова он подразумевает не понятие, а нечто другое, не являющееся понятием, но в данном случае выполняющее его роль и представляющее собой его функциональный эквивалент. Например, субъект может иметь так называемое «общее представление» о круге, вполне достаточное для правильного изображения данной фигуры.

В самом деле, ассоциативная психология не усматривала, в сущности, никакой разницы между общим представлением и понятием. Необходимо выяснить, насколько правомерен подобный взгляд.

Что такое общее представление? Лучше всего ответить на этот вопрос с позиций ассоциативной психологии. Несомненно, что ученик видел достаточно много фигур, именуемых «кругом», причем зачастую их цвет и величина очень различались, но форма была всегда одинаковой. Поэтому вследствие частого, повторяющегося восприятия этой формы в сознании субъекта закрепилось именно данное представление, тогда как моменты, связанные с цветом и величиной, в силу своего непостоянства остались в тени. Следовательно, в связи с тем, что называется «кругом», у субъекта должно было выработаться представление, определенное в плане формы и неопределенное по другим своим качествам. Такое представление совершенно справедливо именуется общим представлением. Действительно, разве можно его считать представлением одного какого-то определенного круга? Ведь оно имеет лишь определенную форму, тогда как цвет и величина остаются неопределенными. Выражаясь точнее, не все составные части данного представления выражены одинаково четко, хотя как образ оно является совершенно определенным. Не определено оно только функционально, и поэтому этот круг в зависимости от желания может быть и малым, и большим, и красным, и черным. И вот, когда нашему ученику предлагают наовать круг, в его сознании, возможно, возникает именно это туманное или функционально неопределенное представление, позволяющее ему правильно выполнить задание.

Допустим, мы спросили ученика, что такое круг. Если он опирается на общее представление круга, то его ответ будет приблизительно следующим: круг — это круглая фигура. Стало быть, он назовет определенный признак круга как наглядного образа. Можно ли считать, что у ученика имеется понятие круга? Для установления этого следует сопоставить данное им определение с определением, предлагаемым соответствующей наукой, в данном случае — геометрией, согласно которой круг представляет собой замкнутую фигуру, ограниченную окружностью — линией, все точки равноудалены от центра. Как видим, между этими определениями отмечается большая разница; в частности, в первом случае в качестве основного признака названо одно из его чувственных свойств — округлость, тогда как во втором случае эта роль возложена на соотношение между частями. В этом и состоит главное, характерное различие между понятием и общим представлением, причем оно отмечается не только в данном частном случае, а во всех случаях вообще.

Однако, коль скоро это так, то есть если общее представление всегда построено на наглядном, чувственном материале, а понятие главным образом учитывает соотношения, то очевидно, что и пути возникновения общего представления и понятия должны быть существенно различными.

Как было показано выше, общее представление имеет по сути ассоциативное происхождение. Само собой разумеется, что раз понятие представляет собой не наглядный образ, а постижение соотношений, то оно никак не может возникнуть путем ассоциаций, то есть механически. Понятие подразумевает активность субъекта, лежащую в основе выделения, определенного отбора и фиксации соотношений.

Общее представление содержит в себе признаки, имеющиеся у всех представителей группы, то есть общие признаки. О понятии этого не скажешь, поскольку оно содержит не общие признаки, а существенные признаки, то есть являющиеся необходимыми и достаточными для всех объектов, входящих в это понятие. Очевидно, что выдвинуть эти признаки на передний план сознания ассоциативным путем невозможно, ведь их нужно найти, отобрать и оценить, что возможно лишь на основе познавательной активности. Вне вмешательства целенаправленной активности оценка познавательной ценности и существенности тех или иных признаков совершенно исключена. Ассоциация для этой роли абсолютно непригодна.



Похожие по содержанию материалы:
4. Вопрос о мышлении антропоидов ..
4. Целостный субъект как исходное понятие психологии ..
2. Речь и образное мышление ..
Понятийное мышление 1. Ассоциационном в психологии мышления ..
ПОНЯТИЕ 1. Мысль и наглядность ..
Глава вторая Биологические основы личности. Предварительные замечания ..
СУЖДЕНИЕ 1. Суть суждения ..
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Умозаключение ..
Депрессия или просто хандра? ..
Конституционное учение ..
5. Понятие в начальные годы средней школы (11-13 лет) ..
2. Внимание как акт ..
1. Вопрос интенсивности внимания ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Глава вторая Биологические основы личности. Предварительные замечания

Предварительные замечания

Каковы биологические основы личности? Несомненно, что любой взаимодействующий со средой субъект является прежде всего организмом. Однако его суть не всегда исчерпывается только этим — человек как активный субъект, особенно — как личность, не является исключительно биологическим индивидом, организмом; он в первую очередь представляет собой социаль .. читать далее




3. Процесс формирования понятия

Как возникает понятие? В первую очередь следует подчеркнуть, что возникновению понятия всегда предшествует определенная познавательная задача. Общее представление в этом не нуждается, но для понятия, как одной из форм познания, это необходимо. Именно поэтому в содержание понятия входят не общие, а существенные признаки.

Как выяснилось из соответствующих экспериментов, в проц .. читать далее




4. Понимание понятия

Формирование понятия происходит отнюдь не всегда так, как описано выше. Этот путь обязателен лишь тогда, когда перед нами стоит задача выработки нового понятия. Однако гораздо чаще понятия уже сформированы и существуют слова, принятые для их обозначения. Но, допустим, мы не знакомы с этими понятиями и не понимаем их значения. Иначе говоря, они представляют для нас всего лишь звуковые комплексы, .. читать далее




СУЖДЕНИЕ 1. Суть суждения

В конкретных случаях мышления понятие никогда не встречается отдельно. Его содержание непременно раскрывается в системе суждений, поэтому обычно оно связано с актами рассуждения. Как справедливо отмечает Бюлер, естественным место понятия является суждение.

Но что такое суждение? Предварительно можно сказать следующее: если любое слово можно считать понятием, то аналогичным образом можно с .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100