:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

4. Понимание понятия .. | 3. Проблема уверенности .. | Развитие мышления в онтогенезе .. | 2. Основные периоды развития интелле .. | 4. Период начальной школы (8-10 лет) .. |


2. Восприятие соотношения и суждение


Но ведь иногда соотношения даны и непосредственно. Мы знаем, что соотношение можно также воспринять. Так в чем же разница между восприятием соотношения и суждением? Ответить на данный вопрос нетрудно, вспомнив о существовании определенного взаимоотношения между восприятием и мышлением. Мышление -вторичный процесс, основывающийся на восприятии и подразумевающий повторное, сознательное, активное отражение данного через восприятие содержания. Восприятие двух равных линий, например, еще не означает, что мы утверждаем их равенство, для этого необходимо воспринятое равенство превратить в предмет повторного наблюдения, намеренно сравнить эти две линии, чтобы удостовериться, что между ними действительно существует соотношение равенства. Лишь после этого мы будем иметь право говорить о суждении — путем активного сопоставления мы убедились, что между ними действительно существует соотношение равенства.

Для суждения характерна именно убежденность в фактическом существовании определенного соотношения, тогда как в переживании восприятия вопрос о том, правильно это или не правильно, никогда специально не ставится. Восприятие само по себе в сущности никогда не дает ответа на заранее поставленный вопрос, тогда как для мышления характерным является именно это. Поэтому понятно, что настоящее суждение в качестве ответа на вопрос всегда содержит в себе переживание уверенности в своей правоте, убежденности в действительном существовании отмеченного соотношения.

Логически объективная истинность суждения и уверенность совпадают друг с другом; с точки зрения логики мы можем быть уверены лишь в том, что объективно истинно. Поэтому логику интересует суждение постольку, поскольку оно представляет собой форму познания истины. Для нее не имеет никакого значения то, уверен ли субъект в истинности суждения, ведь логика интересуется лишь объективной истинностью суждения, а то, как это суждение переживается тем или иным субъектом, выходит за рамки ее интересов.

Зато психология интересуется именно этим переживанием — для нее главным является переживание суждения, а не истинность его содержания. А в переживании суждения, как было показано, основным является уверенность субъекта в действительном существовании установленного им соотношения, в истинности его суждения.

Одним словом, логика интересуется объективной истинностью суждения, а психология — субъективным переживанием. Поэтому основной проблемой психологии суждения является вопрос уверенности.



Похожие по содержанию материалы:
Образное мышление 1. Образное мышление ..
4. Образное мышление и отражение соотношений ..
3. Понятийное мышление и наглядное содержание ..
2. Понятие и общее представление ..
4. Понимание понятия ..
3. Проблема уверенности ..
Развитие мышления в онтогенезе ..
2. Основные периоды развития интеллектуального интереса ..
4. Период начальной школы (8-10 лет) ..
Глава девятая Психология внимания. Внимание 1. Что такое внимание ..
Неврозы ..
3. Вопрос распределения внимания ..
Протекание процесса внимания ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Проблема уверенности

Чувство уверенности в определенном смысле связано не только с суждением, часто сопутствуя и другим переживаниям. Можно сказать, что оно представляет собой один из основных факторов работы нашей психики.

Разумеется, при восприятии чувство уверенности специально и сознательно не дано, как это происходит при суждении. То, что в восприятии переживается актуальная действительность, как .. читать далее




УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Умозаключение

Третьей формой понятийного мышления обычно считают заключение. Однако, в сущности, умозаключение — тоже суждение, поскольку и здесь речь идет о подтверждении соотношения между субъектом и предикатом. Различие состоит лишь в том, что в случае обычного суждения мы имеем дело с самой действительностью, получая то или иное суждение путем ее непосредственного изучения. В случае же умозаключения мы о .. читать далее




2. Процесс умозаключения

Существует несколько фундаментальных экспериментальных исследований, предоставляющих важный материал для уяснения психологических особенностей данной формы мышления (особенно Штеринга и Линдворского).

Прежде всего выяснилось, что умозаключение, подобно другим формам понятийного мышления, тесно связано с наглядными переживаниями — опирается и широко использует их. Например, когда испытуемы .. читать далее




Развитие мышления в онтогенезе

Онтогенетическое развитие мышления представляет собой одну из самых значительных и важных проблем детской психологии. Разумеется, здесь мы не ставим цели рассмотреть данную проблему в полном объеме. В курсе общей психологии этого не требуется, ведь изучение онтогенетического развития мышления в данном случае имеет значение лишь постольку, поскольку это способствует освещению основных общепсихол .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100