:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Депрессия или просто хандра? .. | Конституционное учение .. | 5. Понятие в начальные годы средней .. | 2. Внимание как акт .. | 1. Вопрос интенсивности внимания .. |


Конституционное учение


Еще Гиппократ (V век до нашей эры) отмечал, что организм действует как целое, что характер и особенности протекания заболевания зависят от этого целого. Сегодня уже не вызывает сомнений, что бацилла туберкулеза в одном организме вызывает соответствующую болезнь, для другого же оказываясь совершенно безвредной; прививка оспы в одном случае может вызвать сильный воспалительный процесс и температуру, а в другом не оказать никакого влияния. Ясно, что причину столь различного действия одного и того же внешнего воздействия следует искать в своеобразии целостного организма. Одинаковые повреждения одних и тех же частей тела приводят к различным последствиям в различных организмах; на один и тот же раздражитель разные организмы отвечают по-разному.

Совокупность анатомических, физиологических, биохимических и эволюционных особенностей организма как целого, определяющих специфический характер его реакций, именуют обычно конституцией. То, что различные организмы по-разному отвечают на раздражение одних и тех же частей, объясняется, стало быть, их конституцией. В соответствии с этим, конституция — функциональное понятие, введенное для объяснения тех жизненных процессов организма, понимание которых на основе учета закономерностей его отдельных частей было бы невозможно.

Однако данная функциональная особенность целостного организма имеет свои морфологические основы, поэтому конституция проявляется и в специфической целостности строения тела. Любой организм по своему материалу одинаков; анатомия человеческого тела дает полную картину составляющих его частей. Но соотношение этих частей в каждом отдельном случае неодинаково, и возможно, что именно этим и обусловлены особенности тела как целого. Например, возможно, что каждый отдельный организм отличается от других взаимосвязью, существующей либо между его основным материалом — клетками, либо между отдельными органами или системами органов — нервной системы, системой обмена веществ, половой системы и др. Разумеется, в этом случае различной будет и морфологическая структура организма как целого, и неудивительно, если в зависимости от этого надлежащим образом различной окажется и его функциональная сторона, ведь естественно, что различным образом построенные соматические целостности будут реагировать по-разному. Отсюда ясно, сколь большое значение имеет изучение морфологической конституции организма. Это значение тем более несомненно, что нигде так отчетливо не проявляется своеобразие организма как целого, как в строении тела. Оно отражается уже на внешности — так называемом «хабитусе», проявляясь настолько ярко, что некоторые основные разновидности морфологической конституции тела были замечены еще в далеком прошлом, например в древнем Египте, то есть несколько тысяч лет тому назад.

Наиболее распространенными, особенно среди психологов, следует считать введенные Кречмером конституциональные типы, выделенные именно на основе особенностей хабитуса.

Кречмер различает три типа конституции: 1) пикнический, 2) астенический и 3) атлетический типы.

Каковы эти типы? Психологически особенно интересно строение головы и лица, поскольку их общий облик и выражение зачастую бывают весьма полезны для характетики личности человека. Однако не следует забывать, что здесь речь идет о целом, и лишь особенности строения головы и лица не имеют решающего значения; при описании морфологической конституции необходимо учитывать весь организм.

Согласно описанию Кречмера, хабитус пикнической конституции выглядит следующим образом: прежде всего бросается в глаза широкое, мягкое и круглое лицо с соответствующим строением черепа — большим, круглым и глубоким. Шея у пикника короткая, а живот достаточно большой. Предрасположенность к полноте и мощное развитие внутренних полостей (живота, груди и головы) при низком росте — таковы характерные признаки хабитуса пикника.

Хабитус астенической конституции совершенно иной: худой и бледный с четко очерченным, удлиненным лицом яйцевидной формы. Узкое, худое тело, покрытое малокровной кожей. Узкие плечи и тонкие конечности с плохо развитой мускулатурой, впалая грудная клетка и впалый живот — все это достаточно зримо отличает астеника от пикника.

Хабитус атлетической конституции таков: мощная голова с прямой посадкой на высокой и крепкой шее; лицо с четким костистым рельефом; широкие плечи и грудная клетка; четко очерченная мускулатура на всем теле, особенно на конечностях. Одним словом, мощное развитие скелета, мышечного аппарата и кожи — вот основные особенности, свойственные специфическому хабитусу атлетической конституции.

В научной литературе известны и другие типологии конституции (например, Сиго, Бенеке и других). Но здесь мы не будет останавливаться на их рассмотрении, поскольку нас интересует вопрос о конституции лишь постольку, поскольку он учитывает факт действия организма как целостности.

Еще более интересен вопрос о свойствах организма, предопределяющих его функциональные особенности, создающих его конституцию. Некоторые авторы полагают, что конститутивными являются лишь врожденные свойства организма — так называемый «генотип». Согласно данной точке зрения, действие организма как целого изначально фатально предопределено, и ничто не может его изменить; по словам Тандлера, «конституция — соматическая судьба организма».

Подобная точка зрения неприемлема, ведь генотипической предопределенностью конституции легко оправдать социальное неравенство. Ошибочность понимания конституции как генотипа очевидна, если учесть, что понятие конституции внесено для понимания особенностей действия организма как целого. Поэтому у нас нет никаких оснований полагать, что целостность организма предопределена его частными, генотипически зафиксированными свойствами. Ведь организм имеет не меньшее количество приобретенных свойств, и коль скоро речь идет об особенностях действия целого, исключить их никак нельзя. Соответственно, более правомерным представляется мнение других авторов, полагающих, что конституцию организма определяет совокупность свойств организма (фенотип), поскольку он характеризует особенности индивида. При анализе этой целостной, фенотипической конституции всегда есть возможность установить, с одной стороны, компоненты, предопределенные наследственными факторами (генотипическая или, по терминологии Ленца, — идиотипная конституция), а с другой — внешними факторами — паратипная конституция, или, по Бауэру, кондиция.



Похожие по содержанию материалы:
ПОНЯТИЕ 1. Мысль и наглядность ..
Глава вторая Биологические основы личности. Предварительные замечания ..
СУЖДЕНИЕ 1. Суть суждения ..
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Умозаключение ..
Депрессия или просто хандра? ..
Конституционное учение ..
5. Понятие в начальные годы средней школы (11-13 лет) ..
2. Внимание как акт ..
1. Вопрос интенсивности внимания ..
Внутренняя секреция ..
1. Потребность как основной фактор внимания ..
2. Опосредствованный характер произвольного внимания ..
Влияние внимания 1. Оживление активности как основной эффект внимания ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Развитие понятийного мышления

Весьма интересно, что основные этапы развития понятийного мышления как раз соответствуют особенностям этих периодов познавательного интереса. В обоих случаях процесс развития проходит три ступени, первая из которых характерна для дошкольного возраста, вторая — для начальной школы, а третья — для периода среднего школьного возраста.

Как видим, интеллектуальный интерес и интеллектуальная ос .. читать далее




4. Период начальной школы (8-10 лет)

Этот период представляет собой существенный шаг на пути развития понятийного мышления, что проявляется с первого же года школьного возраста, достигая к десяти годам достаточно высокого уровня развития. В этом возрасте происходит первое пробуждение сознания познавательной ценности понятия. Дело в том, что на этой возрастной ступени все выделенные ребенком признаки, пусть даже общие, уже не имеют .. читать далее




5. Понятие в начальные годы средней школы (11-13 лет)

Какие изменения происходят в понятийном мышлении ребенка в начальные годы средней школы, в возрасте неполной средней школы? Согласно исследованию Р. Натадзе, в мышлении 11 —13-летнего ребенка обнаруживаются особенно значительные изменения.

В первую очередь, изменение касается сознания признака. Если на предыдущей ступени ребенок осознал значение специфического признака, а существенный при .. читать далее




6. Последняя ступень школьного возраста (14-17 лет)

На данном этапе завершает свое развитие все то, чего не доставало формированию полноценного понятия в предшествующем периоде, и подросток достигает самого высокого уровня, вообще доступного для школьного возраста.

В первую очередь развитие касается сознания существенного признака. Обычно 14—17-летний подросток сам чувствует необходимость обоснования собственных интеллектуальных операций, .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100