:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Учение о локализации .. | 2. Представления памяти и фантазии в .. | 4. Вопрос репродуктивной фантазии .. | 7. Представления фантазии как символ .. | 2. Эмпирическая психология .. |


5. Смысл и причина фантазии


Что является причиной того, что человек отрывается от действительности и начинает возводить нереальный мир, отворачивается от актуальной ситуации и воображает несуществующую? В чем состоит смысл, причина созидания нереального, тогда как наша жизнь протекает исключительно в действительном мире? То есть встает вопрос одновременно о причине и смысле фантазии.

Объективная действительность существует независимо от нас, имеет свои устойчивые закономерности, не подвластные нашим желаниям и потребностям, хотя их удовлетворение зависит именно от этой действительности. Зачастую наши потребности остаются неудовлетворенными. Понятно, что в таких случаях у субъекта появляется импульс к созданию действительности, могущей обеспечить возможность удовлетворения имеющейся потребности, коль скоро существующая действительность ее не удовлетворяет. На подобную роль неудовлетворенных потребностей особое внимание обратил психоанализ (Фрейд и др.), убедительно доказав, что в основе работы нашей фантазии очень часто лежит энергия, исходящая от наших неудовлетворенных потребностей. При наличии какой-либо сильной потребности, удовлетворить которую мы не в силах, у нас обычно появляется отчетливое представление ее предмета: неудовлетворенная потребность дает толчок актуализации воображения.

Однако, как известно, воображаемая действительность зачастую принимает такой вид, что связать ее с какой-либо определенной биологической потребностью можно разве что искусственно. Поэтому Фрейд производил весьма искусственную трактовку представлений фантазии с тем, чтобы убедительно увязать их содержание с подобными потребностями. Думается, что воображение имеет и иную основу. Дело в том, что зачастую объективная действительность не позволяет задействовать наши силы во всех направлениях, хотя мы чувствуем безусловную потребность этого. Возможно, что фантазия, создавая искусственную действительность, тем самым часто преследует цель удовлетворения этой потребности. Ниже мы убедимся, что существуют специальные формы действия фантазии, обусловленные и служащие именно данной цели. Таковой прежде всего является игра.

Помимо этого, несомненно и то, что в процессе нашей повседневной жизни и активности у нас на основе различных потребностей и под влиянием многообразных впечатлений возникает множество установок, реализировать, полностью выявить которые в условиях данной объективной действительности возможно либо отчасти — в большей или меньшей степени, либо невозможно вообще. Несомненно, что эти установки стремятся к реализации и именно в фантазии находят неограниченную возможность своего адекватного проявления.

Таким образом, у человека есть многое такое, что удовлетворить или выявить полностью в условиях существующей реальности невозможно. Однако человек — существо активное, изначально стремящееся к полному выявлению и развертыванию своей сущности. Фантазия и есть та психическая функция, позволяющая сделать это в определенных пределах, в частности, в рамках психической реальности.

Действительность восприятия и памяти задана извне, и для того, чтобы наше поведение протекало в русле целесообразности, мы вынуждены попытаться по мере возможности точно отразить ее. Именно этой цели служат восприятие и память, направляя всю нашу активность в зависимости от этого. Следовательно, в данном случае только внешняя действительность диктует, какие наши функции должны быть задействованы. Но бывает и так, что мы имеем потребности, а также определенные функции, стремящиеся к действию в определенном направлении, но поскольку реальная действительность не дает возможности действовать в этом направлении, препятствуя, тем самым, проявлению соответствующей установки, они находят свою реализацию в сфере воображения. Совершенно естественно, что продукт фантазии, как попытка реализации этих установок, протекает в соответствии с ними, представляя собой, следовательно, отличный от объективной реальности, совершенно новый вид действительности. Так возникает мир фантазий — нереальная действительность рядом с реальной действительностью.

Таким образом, в случае восприятия и памяти существует извне данная действительность; именно она выполняет ведущую роль и является определяющим, активным фактором. В случае же фантазии изначально существует сам субъект с определенным комплексом своих сил и с тенденцией задействования этих сил в определенном направлении. Именно он и является этим определяющим, активным фактором. А затем уже возникает действительность фантазии, представляющая собой результат воздействия этого фактора: порожденная фантазией действительность позволяет реализовать тенденцию задействования всех этих сил в нужном направлении.

Одним словом, в случае восприятия и памяти субъект предопределен предметной действительностью, тогда как в случае фантазии происходит наоборот — предметная действительность определяется самим субъектом.

Таков генезис работы фантазии. Как видим, здесь трудно различить причину и цель. Здесь и одно и второе представляют собой единое целое: то, что вызывает работу фантазии, в то же время позволяет понять ее сущность. И в самом деле активизация фантазии зиждется на тенденции задействования сил субъекта в определенном направлении, тенденции реализации определенной установки. Аналогичны и смысл и цель фантазии, ведь она позволяет удовлетворить тенденцию этой реализации, обеспечивая тем самым возможность последующего беспрепятственного действия сил субъекта — диалектика причины и цели в данном случае задана со зримой пластичностью.



Похожие по содержанию материалы:
Нервная система ..
6. Внимание и чувство ..
Навязчивый мотив ..
Развитие внимания в онтогенезе ..
Учение о локализации ..
2. Представления памяти и фантазии в аспекте их содержания ..
4. Вопрос репродуктивной фантазии ..
7. Представления фантазии как символы ..
2. Эмпирическая психология ..
4. Грезы ..
5. Сновидение и его особенности ..
Активная фантазия 1. Художественное творчество ..
4. Материал художественной фантазии ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


6. Теории творческой работы фантазии

Каким образом создаются представления фантазии? Каким образом из различных элементов опыта удается возвести совершенно новую, качественно иную целостность? Хотя данный вопрос для психологии фантазии не является новым, он не утратил свою актуальность и сегодня. До сих пор в психологии наиболее известны следующие представления:

A. Представления памяти с течением времени становятся более .. читать далее




7. Представления фантазии как символы

Коль скоро в основе фантазии лежат неудовлетворенные потребности субъекта, тенденция задействования определенных сил, определенные нереализованные установки, а действие фантазии, стало быть, направлено на реализацию всего этого, то очевидно, что продукты работы фантазии должны иметь значение симптомов и символов, позволяющих говорить о скрытых установках, потребностях, тенденциях .. читать далее




Пассивная фантазия 1. Пассивная фантазия

Когда человеку предстоит решить повседневные практические задачи, и его активность разворачивается в этом направлении, он в первую очередь нуждается в безошибочном отражении объективной действительности. Поэтому в данном случае решающее значение имеют восприятие и память, поскольку именно они помогают ему учитывать требования внешней среды.

Однако основные тенденции и установки субъекта в .. читать далее




2. Фантазия в процессе восприятия

Человеческая психика никогда не стоит столь близко к действительности, как в случае восприятия, когда реальность прямо воздействует на нас, а восприятию долженствует представить по возможности непосредственное ее отражение. Несмотря на это, фантазии удается вмешаться и в этот процесс, причем совершенно незаметно для нас, в некоторых случаях внося в картину действительности достаточно заметные и .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100