:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Психопатия .. | 7. Теория сновидений .. | 3. Зависимое художественное творчест .. | 2. Проблема целесообразности: устано .. | Фантазия в онтогенезе 1. Мир ребенка .. |


2. Проблема целесообразности: установка


Как надо понимать эту специфическую особенность организма? Каждому живому существу, каждому более или менее сложному организму в основном свойственно целесообразное поведение. Оно представляет собой специфическую особенность, качественное «приобретение» органической материи, совершенно чуждое неорганической. Таким образом, наша проблема заключается в том, чтобы выяснить, каким образом поведение организма, как одной из форм материи, будучи безусловно причинно обусловленным, в то же время характеризуется целесообразностью.

Вначале попытаемся выяснить истоки целесообразного характера поведения живого существа. Не подлежит сомнению, что данное свойство поведения предопределено какой-либо специфической особенностью живого организма. Поэтому, в первую очередь, следует выяснить, что должно быть сочтено этой специфической особенностью, без которой невозможно даже само существование живого организма.

С уверенностью можно сказать, что особенно примечательной чертой живого организма, резко отличающей его от неорганического предмета, является то, что он находится в процессе непрерывного обмена веществ со средой. Общеизвестно, что вне этого жизнь была бы совершенно невозможна. Конечно, об обмене веществ можно говорить и в неорганическом мире, поскольку протекание химических процессов подтверждается всюду. Но в данном случае обмен веществ носит совершенно иной характер. То, что в мертвых телах является причиной разрушения, в случае органических тел становится основным условием существования (Энгельс). Поэтому обмен веществ в полном смысле этого слова характерен только для живого организма.

Таким образом, как видим, специфическую особенность живого существа, на какой бы ступени развития оно ни стояло, всегда составляет обмен веществ. Иначе говоря, это означает, что организм всегда является носителем определенной потребности, прежде всего — вещественной. О неорганическом теле этого, конечно, не скажешь: оно не нуждается в обмене веществ, потребность у него отсутствует.

Таким образом, мы убеждаемся, что живой организм характеризуется двумя особенностями, в корне отличающими его от неорганической действительности, — целесообразным поведением и потребностью.

Нетрудно заметить, что между ними существует безусловная связь — в основе целесообразного поведения лежит факт потребности. Живой организм обращается к акту поведения лишь потому, что иначе невозможно удовлетворить потребность. Средства удовлетворения потребностей находятся только во внешней среде. Поэтому живое существо вынуждено войти во взаимодействие с внешней действительностью, то есть обратиться к определенным актам поведения.

Следовательно, не подлежит сомнению, что в общем поведение возникает на почве потребности, представляет собой продукт потребности.

Но почему поведение носит целесообразный характер? Каким образом организму удается обратиться именно к целесообразному поведению? Надо думать, что и этот вопрос должен быть решен в связи с понятием потребности.

До тех пор, пока у организма отсутствует какая-либо потребность, между ним и остальным миром существует индифферентное отношение: не имеет значения, что и в какой мере воздействует на организм, совершенно пассивно переживающий это воздействие. Но как только у организма появляется потребность, индифферентные отношения между ним и действительностью становятся невозможными. С этого момента живой организм устанавливает связь с действительностью, ведь у него имеется потребность, удовлетворить которую без этой связи невозможно. Теперь уже организму, конечно, не все равно, что и как из этой действительности воздействует на него, отныне он устанавливает связь со средой не как с чем-то индифферентным, а как с ситуацией потребности.

Стало быть, если до сих пор между живым организмом и явлениями среды существовала только случайная связь, отныне взаимоотношения между ним строятся на основе потребности. Это означает, что с этого момента на живое существо действует не все из внешней действительности, а лишь то, что содержит условия удовлетворения потребности, то есть все то, что в каждый данный момент представляет собой ситуацию удовлетворения актуальной потребности.

Таким образом, на имеющий потребность живой организм воздействуют не отдельные явления внешней среды, а целая система этих явлений постольку, поскольку они содержат условия удовлетворения актуальной потребности, то есть представляют собой ситуацию ее удовлетворения.

Однако факт потребности делает понятным не только то обстоятельство, что среда воздействует на живой организм не как совокупность случайных явлений, а как конкретная ситуация, определенная целостная система. Факт потребности лежит в основе и другого важного обстоятельства, а именно того, что неорганическое тело всегда есть лишь объект среди других объектов — в нем нет ничего такого, что требует от него устанавливать особые отношения с другими объектами, то есть вынуждает осуществлять поведение. Но как только у живого организма появляется потребность, положение тотчас меняется: теперь внешняя среда превращается в средство, в ситуацию удовлетворения этой потребности. Следовательно, можно сказать, что характер потребности определяет тип отношений между живым организмом и внешней действительностью, обусловливает определенные акты поведения.

Таким образом, мы видим, что на почве факта потребности живой организм превращается в индивида, субъекта поведения, а воздействующая на него внешняя действительность — в ситуацию удовлетворения потребности.

Что это означает? Прежде всего то, что внешняя действительность воздействует на живой организм как на индивида, субъекта потребности, то есть не как на какой-то частичный момент живого существа, какую-либо его силу или функцию, а как на целостность. Поэтому выясняется, что эффект воздействия внешней действительности проявляется, в первую очередь, в живом существе как субъекте потребности, как индивиде и, следовательно, может иметь только целостный характер. А точнее, этот эффект должен проявляться в субъекте потребности не в виде происходящего где-то частичного изменения, а представлять собой изменение самого индивида, его целостную модификацию.

Но что представляет собой этот целостный эффект, эта перестройка, изменение индивида как субъекта потребности в содержательном плане? Ответ на этот вопрос имеет решающее значение для решения нашей основной проблемы.

Итак, внешняя среда действует на живое существо как на целостного индивида. Однако мы уже знаем, что в данном случае она воздействует на него как ситуация удовлетворения определенной потребности, как система, содержащая условия удовлетворения этой потребности. Поэтому в эффекте, вызываемом внешней средой в субъекте, она может быть отражена не как случайная и индифферентная среда, а лишь в виде ситуации удовлетворения определенной потребности. Но вспомним, что этот эффект представляет собой модификацию самого субъекта, его перестройку, переструктурирование, а не некоторое частичное изменение, затрагивающее какую-либо отдельную сторону живого существа. А это же, очевидно, может означать только то, что в процессе взаимодействия с внешней действительностью субъект поведения, стремящийся к удовлетворению определенной потребности, изменяется в соответствии с ситуацией ее удовлетворения, то есть он как единое целое, как субъект поведения еще до начала действий модифицируется в соответствии с ситуацией потребности, и поэтому его последующее поведение представляет собой действия существа, модифицированного в соответствии с данной ситуацией. Таким образом, то, как будет действовать то или иное живое существо в данной конкретной ситуации, в определенной мере уже предопределено еще до начала действия: это последнее задано в виде той модификации, которую претерпел субъект в результате воздействия среды.

Но коль скоро эта модификация происходит до начала поведения, то очевидно, что она может быть задана лишь в виде предварительной склонности, тенденции к определенному действию. Таким образом, поведению предшествует состояние субъекта, в котором, как в отражении объективной действительности, заранее определен общий характер этого поведения, его соответствие объективным обстоятельствам.

Как можно назвать это специфическое состояние? В психологии давно замечен один факт, который в последнее время обозначается термином «установка». Примером этого факта может послужить следующее: когда грузин беседует с русским, скажем, о хлебе, ему на ум невольно приходит русское слово «хлеб»; когда же он на эту же тему говорит с немцем, то вспоминается не русское слово «хлеб», а соответствующее немецкое (Brot). Почему? Что лежит в основе этого? Ответ может быть таким: при беседе с русским у человека возникает установка на русскую речь, а с немцем — на немецкую. Следовательно, то, какое слово приходит на ум в каждом конкретном случае, зависит от установки разговора на соответствующем языке.

Мы убедились, что, прежде чем живое существо осуществит какое-либо поведение, оно уже заранее модифицировано таким образом, чтобы осуществить именно данное поведение. Иными словами, до того, как живое существо обратится к осуществлению определенного поведения, это поведение задано в нем в виде установки.

Следовательно, специфическое состояние, возникающее у субъекта под воздействием объективной ситуации удовлетворения потребности, может быть названо установкой. Данный термин представляется особенно адекватным постольку, поскольку указывает на несколько важных обстоятельств: во-первых, на то, что изменение происходит в субъекте как в целом; во-вторых, на то, что специфическое состояние субъекта побуждает его к определенному поведению, то есть это поведение предопределено в нем заранее, и, наконец, на то, что данное состояние — явление динамического характера, которое находит выражение в определенной активности.

В конечном счете, взаимодействие живого существа и среды может быть представлено следующим образом: на живое существо, движимое импульсом удовлетворения определенной потребности, начинает воздействовать внешняя ситуация и вызывает в нем соответствующее ситуации целостное изменение — определенную установку. После этого субъект, имеющий такую установку, может осуществлять лишь соответствующие этой установке процессы и акты. Исходя из этого, его поведение, в широком смысле этого слова, в каждый данный момент времени должно быть сочтено реализацией той или иной установки.

Таким образом, поведение живого существа определяется средой, но это отнюдь не носит механический характер. Среда воздействует не непосредственно на сам акт поведения, вызывает его не прямым путем, а воздействует на субъект, изменяя его в соответствии с ситуацией в целом, обусловливая возникновение данной установки. Сами же акты поведения определяются субъектом, имеющим определенную установку. Одним словом, он осуществляет те акты и процессы, то поведение, установка на которые выработалась у него под воздействием ситуации.

После этого уже нетрудно разрешить основной вопрос относительно факта целесообразности поведения, по поводу которого столь категорически противостоят друг другу механистическая и виталистическая точки зрения. Формулы механицизма и витализма по вопросу о взаимоотношениях между средой и субъектом можно охарактеризовать как двучленные. В самом деле, и механицизм, и витализм подразумевают взаимоотношение между двумя членами. Согласно механицизму, среда непосредственно вызывает ту или иную реакцию организма, то есть схема ее формулы такова: среда—поведение. Витализм же считает, что организм располагает целепола-гающей силой (энтелехией или психоидом), определяющей поведение. Схема формулы также состоит из двух членов: психоид—поведение.

Мы убедились, что отношения между средой и живым организмом следует представить иначе. Вопреки взглядам механицизма и витализма, эти отношения имеют трехчленный характер. Наша схема такова: среда—субъект (установка)—поведение. Особенно примечательно то, что поведение в конечном счете и здесь определяется средой; однако это происходит опосредствованно, через субъекта, у которого та же среда вызывает соответствующую ситуации установку, а эта последняя приводит к поведению, как своей реализации. Поведение непосредственно определяется установкой, являющейся непосредственной причиной его возникновения. Но ведь наличие установки означает, что организм предварительно настроен на определенное поведение. Следовательно, то, как он будет действовать в той или иной ситуации, предварительно дано в установке. То, что должно произойти, то есть как себя поведет себя живое существо в определенных условиях, определено в установке субъекта еще до начала поведения. Следовательно, установка действует не только как истинная причина, но и подобно цели: в установке, подобно цели, заранее заложено то, что произойдет в дальнейшем.

Но ведь в лице установки мы имеем дело с отражением ситуации в субъекте. Стало быть, если поведение определяется установкой и осуществляется в соответствии с установкой, то это означает, что оно осуществляется в соответствии с ситуацией и, следовательно, целесообразно: поведение живого существа имеет целесообразный характер.

Так решается вопрос целесообразности поведения. Оно полностью включено в причинно-следственный круг: это цепь нигде не прерывается. Не существует никакой посторонней силы (энтелехия или психоид), которая вмешивалась бы в процесс протекания действительности и произвольно направляла его. Несмотря на это, поведение живого существа все же имеет целесообразный характер.



Похожие по содержанию материалы:
Болезнь Альцгеймера ..
6. Теории творческой работы фантазии ..
2. Фантазия в процессе восприятия ..
3. Фантазия в процессе памяти ..
Психопатия ..
7. Теория сновидений ..
3. Зависимое художественное творчество ..
2. Проблема целесообразности: установка ..
Фантазия в онтогенезе 1. Мир ребенка ..
3. Теории игры ..
4. Понятие установки в западной психологии ..
7. Ошибочное применение понятия установки ..
2. ИЛЛЮЗИИ фиксированной установки ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


6. «Художественная одаренность»

Каким образом творец достигает своей цели? В чем состоит суть художественного дара? Часто говорят, что творец — необычайно чувствительное существо, который видит и размышляет больше, чем обычный человек. Это — человек ранимый, с глубокими эмоциональными переживаниями, всем своим существом переживающий то, что разве лишь поверхностно затрагивает эмоциональную сферу обычного человека. Творец — че .. читать далее




Фантазия в онтогенезе 1. Мир ребенка

Говоря о фантазии, мы подразумеваем, что хорошо отличаем друг от друга настоящее и ненастоящее, то, что есть в действительности, от того, что существует только в нашем воображении. До тех пор, пока у нас не появляется способность раз-

дичать это, чувствовать разницу между существующим и несуществующим, нельзя сказать, что у нас имеются представления фантазии. Фантазия, по крайней мере фен .. читать далее




Игра 1. Мир игры

В наиболее типичном виде данная диффузная действительность представлена в переживании игры. Именно поэтому совершенно справедливо пора раннего детства считается «периодом игры»; ребенок этого возраста живет в мире игры, и типичная форма настоящей игры — так называемая «иллюзорная игра»1 составляет основное содержание жизни в этом возрасте.

Первая основная особен .. читать далее




2. Игра как продукт свободной фантазии

В чем фактически, объективно состоит содержание игры? Скажем, ребенок играет в лошадки или с куклой. Это — типичная форма настоящей игры, и то, что можно сказать об этих играх, распространяется и на все остальные случаи игры.

Допустим, ребенок никогда не видел лошадь, ничего не слышал о ней и ничего не знает об игре в лошадки. Неужели он и в этом случае будет играть в лошадки? Разумеется, .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100