:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Зависимое художественное творчест .. | 2. Проблема целесообразности: устано .. | Фантазия в онтогенезе 1. Мир ребенка .. | 3. Теории игры .. | 4. Понятие установки в западной псих .. |


Последующее развитие фантазии


Примечательно, что с «возрастом игры» совпадает так называемый «возраст сказки», то есть возраст, характеризующийся сильным интересом к сказкам (от 4 до 8 лет). Это так и должно быть. Анализ содержания сказок доказывает, что оно содержит те же особенности фантазии, что и фантазия игры. Здесь действует та же пассивная, некритичная, столь же субъективная и все одушевляющая анимистическая фантазия, что проявляется обычно во время игры.

Однако сказка уже содержит заметно развитые элементы независимой, свободной работы фантазии; и отсюда остается всего лишь один шаг до независимой свободной работы фантазии подростка.

Известно, что подростки, особенно в период полового созревания, увлеченно отдаются мечтам. Никогда человек не строит так много воздушных замков, как на этой возрастной ступени. Однако здесь достижением развития фантазии является другое обстоятельство. Дело в том, что у подростка появляется переживание действительности новой модальности — действительности фантазии. Теперь он с реальностью и миром фантазии уже не обращается одинаково. С этой поры можно говорить об истинной фантазии, так как представления фантазии в переживании уже дифференцированы.

В юношеском периоде у подростков появляется способность понимания искусства. Зачастую они и сами пробуют свои силы в этом направлении; примечательно, что ни на одной возрастной ступени не пишется столько стихов, как в пору юношества, когда почти все считают себя поэтами. Данное обстоятельство показывает, что в развитии фантазии начинается новый период — весьма значительный, можно сказать, критический. Если до сих пор работа фантазии ребенка протекала главным образом спонтанно — не только в период игры, но и в последующем, в пору мечтаний, — то сейчас к делу уже подключается воля, и мы становимся свидетелями возникновения активной фантазии. Можно сказать, что лишь после этого фантазия начинает работать на истинно человеческие цели, лишь после этого она начинает выполнять ту огромную роль, которая возложена на нее в истории культурного развития человека.

Согласно Рибо, в развитие фантазии можно выделить три периода: первый период начинается с трех лет, продолжаясь в течение всего раннего детства. Характерным для этого периода является то, что фантазия тут совершенно свободна от рациональных элементов. Но вслед за развитием интеллекта и в зависимости от достигаемого им уровня фантазия все больше и больше противопоставляется влиянию интеллекта, и начинается второй период — критический период, пора борьбы между объективностью интеллекта и субъективностью фантазии.

Третий период — это период победы интеллекта, когда фантазия насыщается его элементами и становится на путь рационального творчества. Следствием этого является то, что у некоторых фантазия резко снижается, они прощаются с идеалами молодости, своими прежними мечтами и погружаются в прозу жизни. Но для тех, кто обладает действительно богатой фантазией, привнесение рациональных элементов в фантазию создает лишь благоприятные условия — фантазия обогащается, проявляя истинно творческие способности.

Представленная схема нуждается в некоторых поправках. Следует подчеркнуть, что Рибо правильно указывает на основной, решающий момент в процессе развития фантазии. По его мнению, этот момент состоит в пронизывании фантазии рациональными элементами. И вправду, как известно, на пути развития фантазии особое значение имеет тот этап, когда пассивная, непроизвольная работа воображения превращается в активный, произвольный, творческий процесс. Однако этому предшествуют еще две ступени. Одна — ступень фантазии игры, которая феноменологически все еще не может быть сочтена ступенью подлинной фантазии и объективно представляет собой процесс диффузного характера. Вторая ступень, формирующаяся между 6—8 годами и проявляющаяся в форме свободной работы фантазии, уступает место указанному Рибо переходному периоду, сменяясь, в конце концов, ступенью продуктивной, активной фантазии.

Разумеется, как и в общем везде, здесь также следует учитывать, что достижение новых ступеней развития отнюдь не означает полное уничтожение старых, которые, правда в снятом виде, все-таки продолжают свое существование.



Похожие по содержанию материалы:
2. Фантазия в процессе восприятия ..
3. Фантазия в процессе памяти ..
Психопатия ..
7. Теория сновидений ..
3. Зависимое художественное творчество ..
2. Проблема целесообразности: установка ..
Фантазия в онтогенезе 1. Мир ребенка ..
3. Теории игры ..
4. Понятие установки в западной психологии ..
7. Ошибочное применение понятия установки ..
2. ИЛЛЮЗИИ фиксированной установки ..
К дифференциальной психологии установки ..
3. Установка при эпилепсии ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Установка и человек

До сих пор речь шла об установке живого существа вообще. Но ведь психология, в первую очередь, интересуется специально человеком. Поэтому возникает естественный вопрос: что является специфичным для человека? Какое изменение, возникающее в процессе развития, делает понятным факт различия поведения человека и животных? На этом вопросе более подробно остановимся ниже. Здесь же будет достаточно обс .. читать далее




4. Понятие установки в западной психологии

Понятие установки все чаще встречается в современной психологии. Особенно большую роль ей отводит немецкий психолог Марбе, согласно которому поведение человека, работа его психики полностью представляет собой функцию установки. С этим положением в принципе можно согласиться, но лишь в том случае, если понятие установки будет определено правомерно. Однако толкование понятия установки западной пс .. читать далее




5. Субъективный фактор установки

Для возникновения установки нужны не только объективные обстоятельства, но, конечно же, и субъект, на который эти объективные обстоятельства воздействуют. Исходя из этого, установка с необходимостью подразумевает два фактора — объективный и субъективный. Следует остановиться на обсуждении обоих этих факторов.

Для уяснения субъективного фактора основное значение имеет понятие потребност .. читать далее




6. Объективный фактор установки

Когда живое существо испытывает какую-то потребность, то для ее удовлетворения оно обращается к внешней среде. Примечательно, что в данном случае силы организма приводятся в действие лишь ситуацией, содержащей условия удовлетворения данной потребности. При отсутствии подобной ситуации тенденция активности живого существа продолжает оставаться в инактивном состоянии. Но как только такая ситуация .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100